Владимир Козловский - "Допросить без фотографа"
Пользуясь случаем похвалить президента США, я аплодирую его решению не публиковать снимки допросов, на которых с пленными головорезами обращались не вполне женственно.
Эти жанровые сценки, по словам Барака Обамы, являются детским садом по сравнению со знаменитыми фотографиями из багдадской тюрьмы "Абу Грейб", на которых юная трашлетка (от слова trash)
в американской форме водила голых головорезов на собачьем поводке.
Узников " Абу Грейб" пугали собаками, хотя ни одного, к сожалению, не покусали, и сваливали голыми в живую пирамиду. Я не хотел бы, чтобы со мною обращались аналогичным образом, но предпочел бы живую пирамиду, если бы взамен мне предложили настоящую пытку. Все знают, что это такое. Иголки под ногти или в зрачок глаза, электроды к гениталиям, ванна с серной кислотой и т.п.
По словам военных, обнародование снимков из "Абу Грейб" привело к всплеску антиамериканских настроений, особенно в мусульманском мире (где такие вещи, как мы знаем, не практикуются), и унесло жизни многих американских солдат. Хотя Обама, по его словам, собирался сейчас обнародовать более безобидные фотографии, военные предупредили, что и этот широкий жест дорого обойдется американским солдатам, которые сейчас одновременно ведут две войны. И Обама, к чести своей, пошел на попятную. Он навлек на себя бурю негодования слева, но негодующие все равно будут голосовать за него, так что и ладно.
В свете последних откровений жаркие споры о страшных истязаниях, которым якобы подвергались пленные террористы в застенках ЦРУ, начинают выглядеть просто потешно. Четыре секретных меморандума о нештатных методах допроса, которые недавно обнародовал Барак Обама, местами читаются как анекдот. Головорезов, например, били спиной об стенку. Удары производили устрашающий звук, но не причиняли ни малейшего вреда: пыточная стенка была фальшивой и безвредной, а голову истязаемого заботливо придерживали при ударах во избежание реальной травмы.
Уморительнее всего выглядит запуск в камеру безобидной гусеницы, при виде которой плененный головорез приходил в такой ужас, что немедленно начинал выдавать планы будущих терактов. Я бы запускал к нему кобр, скорпионов и тарантулов, но у меня не спросили, а жаль.
Меморандумы были рассекречены не полностью: из них вымараны те места, в которых рассказывается, какая же оперативная информация была получена благодаря этим варварским методам. А вдруг благодаря им ЦРУ предотвратило гибель многих тысяч людей?
На это отвечают, что пытка гусеницей, фальшивой стеной или, не дай Бог, водой недопустима вообще. Вон Черчилль ведь не пытал пленных фрицев. Ну, во-первых, ссылка на Черчилля сейчас довольно неуместна в свете того, что Обама снял его портрет со стены своего кабинета, уязвив этим англичан. Во-вторых, Черчилль не пытал вражеских солдат, которые воевали в форме и поэтому подпадали под Женевскую конвенцию. В-третьих, пытай не пытай, пленные немцы вряд ли обладали информацией, которая могла бы предотвратить следующий воздушный налет на Лондон.
Наконец, чем барахтаться в потоке демагогии, представим себе, что в руках нашего противника пыток оказался террорист, который может предотвратить смерть его детей. Ручаюсь, мой прекраснодушный оппонент тут же подвергнет пленного головореза таким изуверским пыткам, какие и не снились нашим юным натуралистам из ЦРУ. Гусеницей он явно не ограничится.
Решение Обамы по-прежнему утаивать скоромные снимки, к сожалению, не закрывает эту тему. Левый Американский союз гражданских свобод давно затребовал их через суд, и многие юристы предсказывают, что администрация проиграет дело. Результат этой мышиной возни будет тот, что военные перестанут брать террористов в плен, а кого возьмут, будут допрашивать без фотографа.
В истории с пытками Обама выглядит куда лучше, чем его главная союзница в Конгрессе Нэнси Пелоси. Спикер Палаты представителей. Пелоси, которая идеологически еще левее, чем ее президент, возглавила кампанию за привлечение к уголовной ответственности деятелей прежней администрации и их юрисконсультов, санкционировавших допросы третьей степени.
И это несмотря на то, что, как выясняется, еще в 2002 году ЦРУ неоднократно ставило руководство Конгресса в известность об этих методах и никто из законодателей протеста против них не выразил. Пелоси в тот момент была старшим демократом в комитете палаты по разведке и должна была быть полностью в курсе пыточных планов разведки.
Сейчас она крутит хвостом и говорит, что ничего такого не помнит, но обамовский директор ЦРУ Леон Панетта только что разослал своим сотрудникам меморандум, из которого следует, что Пелоси либо проспала секретные инструктажи, либо кривит душой