Памятники Палестины, которой уже нет
"В этом очерке, я хочу ввести пост-советского читателя в мир Палестины, той Палестины, что существовала до создания Израиля в 1948 году. И сделать это, я собираюсь через описание кое-каких памятников архитектуры и истории, сохранившихся с той эпохи.
До 1948 года, в той части Палестины, что сегодня относится к государству Израиль, было около пятиста арабских населённых пунктов (а включая стоянки бедуинов и сезонные поселения фаллахов - более шестиста). Во время войны 1948-49 гг. и в последующие несколько лет, были разрушены и изгнаны со своей земли, в районе 530 арабских городов деревень. В части из этих мест (так называемые совместные города) до сих пор проживает определённый процент арабов, рядом с еврейским большинством.
Несмотря на то, что большинство арабских населённых пунктов в западной части Палестины полностью или частично разрушено, а их жители стали беженцами - всё ещё сохранилось немало архитектурных и исторических объектов с той поры, сохранивших рассказ об истории этих мест, до Накбы 1948 года.
В городе Лод (э-Лидд), который до 1948 был арабским городом, а сейчас является совместным городом, где проживают, бок о бок и арабы, и евреи - возле городской автостанции стоит здание мечети, в своё время бывшей главной городской мечетью. Эта мечеть, около которой проходит каждый сходящий с автобуса на автостанции Лода - известна тем, что летом 48-го, израильские солдаты открыли стрельбу по этому зданию, когда в нём укрывались беженцы из окрестных домов, спасавшиеся от боёв между израильской армией и армиями арабских стран. В ходе стрельбы, погибли многие десятки людей из числа беженцев, в их числе, женщины и дети.
Кроме того, на улицах прилегающих к автостанции, сохранился определённый процент жилых домов доизраильского периода. Сегодня, все эти дома находятся в довольно запущенном состоянии, и в части из них действуют различные магазины, кафе и мастерские.
На юго-западной окраине Иерусалима сохранилась часть домов, оставшихся от палестинской деревни Дир-Яссин. Сегодня, в этих зданиях находится иерусалимская психбольница. Дома Дир-Яссина хранят память о событиях 9 апреля 1948 года, когда сионистская подпольная организация Эцель, устроила в этой деревне резню среди местных жителей, в результате которой были вырезаны более ста десяти женщин, детей и стариков - люди, не принимавшие никакого участия в боевых действиях.
Кроме того, в самом Иерусалиме (и прежде всего, я имею в виду Западный Иерусалим) сохранилось немало домов арабов, которые также, были изгнаны во время так называемой Войны за "Независимость" Израиля
Наиболее интересным в архитектурном плане, является район Катамон, расположенный на юго-востоке Западного Иерусалима, и разделённый сегодня на десяток микрорайонов, под общим названием: Гонэним. В этом районе до 48-го проживали зажиточные арабы. Многие из домов сохранились, и являются ярким примером палестинской архитектуры первой половины двадцатого века.
Район Катамон известен тем, что в сорок восьмом, во время войны, израильские военные, вынудив местных жителей бежать, устроили акты мародёрства, по ходу которых они разворовывали все без исключения предметы обихода и росскоши, оставленые постояльцами домов, бывшими в своём большинстве зажиточными врачами, адвокатами, финансовыми советниками и т.д. Практически все солдаты, участвовавшие в оккупации Катамона, вынесли оттуда какое-то богатство - начиная дорогими картинами и часами, и кончая роскошной мебелью.
В городе Ашкелон, что на южном побережье израильского Средиземноморья, сохранилось немало зданий оставшихся от посёлка Мадждаль, что до 48-го года располагался в части Ашкелона, именуемой сегодня Старым городом. От Мадждала, который между всем остальным был одним из центров текстильной промышленности подмандатной Палестины - сохранилась часть жилых построек, а также мечеть, в которой уже многие десятки лет действует городской археологический музей.
Кстати, насчёт судьбы Мадждаля после создания Израиля. Жители этого посёлка не были изгнаны в 48-49 гг., годы изгнания большинства арабских жителей Палестины. Жителей Мадждаля изгнали уже в самом начале пятидесятых, по решению военных властей вновь созданного государства..."