О сотрудничестве "Моссад" с нацистами
Израильская разведывательная служба сотрудничала с нацистскими преступниками начиная с конца 1940-х годов и, по крайне мере, до середины 1970-х. Тогдашние работники "Моссада" до сих пор отказываются говорить на эту тему.
Факты сотрудничества израильской разведки с бывшими высокопоставленными офицерами СС получили огласку в последние годы. В первую очередь, это произошло благодаря тому, что в 1998-99 годах Сенат и Конгресс США обязали ЦРУ рассекретить документы, касающиеся связей американских спецслужб с бывшими нацистами. В начале 2000-х Лэнгли передало в Национальный архив соответствующие материалы, общим объемом около 250.000 страниц.
Эти документы свидетельствуют, что израильские разведчики, как и их американские коллеги, не только тесно взаимодействовали с нацистскими преступниками, но и укрывали их от преследования. И если спецслужбы США стремились воспользоваться знаниями и агентурными наработками нацистов в конфронтации с СССР, то "Моссад" интересовали их связи в арабских странах.
На основании материалов, рассекреченных ЦРУ, в прессе США и Израиля были преданы огласке три конкретных случая сотрудничества разведки Еврейского государства с бывшими эсэсовцами. Причем, в документах по одному из них четко говорится, что это далеко не единственный случай подобного рода. Кроме того, осенью прошлого года в Израиле была издана книга отечественного военного историка и бывшего офицера армейской разведки Йосефа Аргамана. Первая глава в ней посвящена одному из эпизодов сотрудничества израильтян с ветеранами секретных служб Третьего Рейха.
Спасенный евреями
Наибольшее количество опубликованных данных имеет отношение к связям израильтян с Вальтером Рауфом, в прошлом являвшимся другом и ближайшим помощником Рейнхарда Гейдриха (начальник Главного управления имперской безопасности СС в 1939-42 гг.).
Сведения, опубликованные Семеновым, получили подтверждение в сентябре 2005-го, когда британская разведка MI-5 рассекретила документы о деятельности Рауфа. В июне 1942 года он возглавил "технический отдел" СС.
С июля 1942-го по май 1943-го Рауф выполнял спецзадания СС в Тунисе.
С сентября 1943 года и почти до конца войны он возглавлял отделение гестапо в Милане. В апреле 1945-го его задержали англичане, но два года спустя Рауф сумел бежать из заключения. Советские источники отмечали, что побег был организован при участии бывшего начальника эсэсовских диверсантов, знаменитого Отто Скорцени (о его связях с израильской разведкой см. ниже).
Как свидетельствуют документы из архивов ЦРУ, в 1948 году Рауф был завербован сирийской разведкой, и вскоре объявился в Дамаске, в качестве военного советника президента Хосни Заима. Весной 1949-го последний был свергнут заговорщиками, а Рауф через Ливан бежал в Италию. Здесь с ним вышел на связь Шалхевет Приар - сотрудник Оперативного отдела внешнеполитического ведомства Еврейского государства. Данная структура, под руководством Ашера Бен-Натана, занималась разведывательными операциями за рубежом, и в 1950-х на ее базе была сформирована служба "Моссад".
В 1993 году, в интервью газете "Едиот Ахронот", теперь уже покойный Приар рассказал, что до того, как пойти на встречу с бывшим нацистским преступником, запросил на это разрешение не только своего непосредственного начальника Бен-Натана, но и главы внешнеполитического ведомства Баруха Гуриэля (Борис Гуревич). Оба они срочно выехали в Рим, чтобы лично понаблюдать со стороны за общением своего подчиненного с Рауфом. Знакомясь с ним, Приар сразу заявил, что является сотрудником израильской разведки. Между ними было заключено джентльменское соглашение: бывший нацист рассказывает все, что ему известно о сирийской армии и спецслужбах, а израильтяне помогают ему скрыться в Южной Америке. Одновременно, как отмечают архивные материалы ЦРУ, Бен-Натан вынашивал планы забросить Рауфа с разведывательным заданием в Египет. Но, в конечном итоге, было решено ограничиться работой с ним по сирийскому направлению.