Перемещение людей
и восстановление сельского хозяйства
Буржуазная пресса часто обвиняет Красных кхмеров в злодеяниях, так как они немедленно эвакуировали Пномпень, захватив его в апреле 1975 г. Эта эвакуация изображается как иррациональный и жестокий «марш смерти».
На самом деле, у Красных кхмеров были реальные причины опасаться, что США могут начать бомбардировочные налёты на Пномпень и находящихся в нём людей. США сделали это в ходе Тетского (Tet) наступления 1968 г., когда вьетнамские бойцы захватили части Хью (Hue) и Чолона (Cholon).
Кроме того, огромные лагеря беженцев вокруг Пномпеня имели запас продовольствия только на несколько дней. Восемь тысяч людей уже умерли за месяц перед освобождением. Больницы были сильно переполнены, а более половины врачей эмигрировали из страны. Эта объективная ситуация должна быть принята во внимание при оценке решения об эвакуации Пномпеня.
В то же время нужно оценить проводимую линию. Новое правительство Демократической Кампучии поставило всю страну на чрезвычайное основание — и переместило собравшихся людей в крестьянские поселения или необитаемые лесные области, чтобы возделывать рис, строить новые системы ирригации, восстанавливать сельское хозяйство и дороги. По оценке Викери, после свержения Лон Нола Красные кхмеры быстро переместили в сельскую местность более 2.5 миллионов человек.
Несомненно, это был мучительный процесс. Во многих областях люди вынуждены были выкапывать корни и съедобные растения, прежде чем можно было собрать первый урожай. Часто не хватало инструментов и многие из перемещенных людей мало знали о возделывании новых земель. Было много смертей от голода и болезней.
Этот процесс был мучительным и в политическом отношении — в огромных количествах в изолированные деревни помещались незнакомые люди, с ресурсами была напряжёнка — и неизбежно случались острые конфликты по вопросам, кто будет управлять, кто будет владеть землёй, как будут распределяться продовольствие, инструменты и посевное зерно.
Викери сообщает, что предполагалась новая политическая классификация, разделяющая население на три категории: полноправных, кандидатов и свергнутых. «Полноправными людьми были бедные крестьяне, низший слой середняков и рабочие. Кандидатами были верхний слой середняков, состоятельные крестьяне и мелкая буржуазия; свергнутыми были меньшинство капиталистов и иностранцев». Люди, связанные с чиновниками и гестапо Лон Нола были, по сообщениям, отнесены к свергнутым.
Викери пишет, что это разделение часто применялось практически, так что «между «новыми» людьми (эвакуируемыми) и «старыми» или «базовыми» людьми…, которые жили в революционных областях до апреля 1975 г. действительно было действующее разделение. Это разделение тем более значимо, так как даже крестьяне из нереволюционных областей классифицировались как свергнутые, и в некоторых случаях делалось различие между свергнутыми основной области (бывшими капиталистами или некхмерами) и «новыми» свергнутыми из города». Некоторые источники сообщают, что беженцы-крестьяне, сбегавшие в города, иногда обвинялись в том, что они «дезертировали» на сторону Лон Нола и поэтому с ними обходились как с политически подозреваемыми. Эти сообщения требуют дальнейших исследований.
Было бы важно лучше понять политику Красных кхмеров в построении новой революционной власти. Создавали ли они революционную диктатуру рабочих и крестьян, и какие классы они считали союзниками? Какова были их политика по лозунгу «земля — земледельцу» и по коллективизации земли? Считали ли они нужным единый фронт во главе с пролетариатом?
Викери и другие источники указывают, что политика реконструкции чрезвычайно варьировалась от области к области и даже между соседними городами. Было бы также важно лучше понять причины различий линии.