Там не столько жадность, сколько неграмотность. УГВ высокий, про горизонтальную гидроизоляцию в спешке "забыли", стены - гигроскопичный песчаник, на них тяжелые, как ты заметил, барельефы. Анкеров из нержавейки тогда еще не знали... Вопчем, завшивело сооружение.
Ещё Петр Великий принял "СНиП" по которому для строительства капсооружений на обводнённых грунтах (Питер) должны были использоваться сваи ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из лиственницы. Ну не гниёт она! Вон, Венеция по сей день стоит на сваях аж II века до н.э. (Интересно, что за напрочь забытое
государство сей лес с Русской равнины поставляло?).
Исакий ничуть не легче ХХС, наоборот! Грунты ещё хуже, ан стоит как ни в чём не бывало! Почему? А там государь-император мог в любую минуту подойти помахивая тросточкой да в котлован заглянуть, и ищи потом бракодела на просторах земли Сибирской!
К моменту строительства лиственница в промышленных масштабах в европейской части осталась никак не ближе чем на Ветлуге или Вятке. Доставка вверх по течению стоила соответственно.
Подрядчики и чиновники в Москве это дело просекли и наколошматели под фундамент ХХСа подмосковных ёлок, благополучненько положив бюджетные средства в карман.
Песчаник намок ещё до того, как был на стройку привезён: доставляли его по срочненько сданному в эксплуатацию, специально для оной стройки века, Екатерининскому каналу на плотах, причём плоты сплошь и рядом шли в подводном положении, плотогоны по яйца в воде стояли. (Сколько их потом от пневмонии померло вдобавок к каналостроителям - тайна сия велика есть!)
В 1908 - новая напасть: небывалое половодье на Москве-Реке. И оказался ХХС (и не он один) аки белый лебедь голым фундаментом в мокрой воде. Тут уж никакая гидроизоляция не помогла б!
И без того подгнившие уже фундамент с этого момента поехал конкретно!
В 1931 году затеяли строительство московского метро. Линия проходит в непосредственной близости, и не абы как, а со станцией Кропоткинская. Т.Е. постоянные разгоны-торможения многосоттонных составов. Вибрация.
А что делают обводнённые пойменные пески при вибрации?

В общем, обрушение горе-объекта, скорей всего с многочисленными жертвами, было лишь вопросом времени: возопит протодиакон многолетие, отделится бесшумно на 80-метровой высоте кусочек штукатурки площадью с волейбольную площадку и весом с КАМАЗ и сойдут и Отец, и Сын, и Дух Святой на головы молящимся попархивая крылышками голубиными...
Удар.
Удушающее облако пыли.
Крики.
Паника.
Давка.
Перевёрнутые подсвечники.
Загоревшаяся одежда.
Много ли из шести тысяч спасётся?!