А вот история моего родного поселка
Первое упоминание Ныроба находится в писцовой книге И.Яхонтова 1579 г. по Чердынскому уезду. Яхонтов указывает «деревне Ныроб на речке на роднике» по реке Колве «Верхнего» стана Чердынского уезда. В деревне 6 крестьянских домов. Владельцы их Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной имели в 1579 году пашни 15 четвертей, перелогу 20 четей в трех полях худой земли и сена по р.Колве 100 копен. В следующих документах Ныроб фигурирует уже как погост, в писцовых книгах Михаила Кайсарова 1624 г. дано описание погоста Ныроба и его храма, выстроенного во имя Николая Чудотворца
Михаил Никитич Романов был сослан в деревню Ныробку Чердынского уезда по приговору боярскому в июне 1600 г., по обвинению в колдовстве: Семен Годунов, родственник Бориса, подкупил Бартенева Второго, казначея Романовых, и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями – «колдовскими травами».
Михаил Никитич Романов был выслан из Москвы летом 1600 г., а привезен в Ныроб в начале 1601 г. (т.е. в начале сентября 1600 г. по нашему летоисчислению) под стражею, во главе которой стоял Роман Тушин. По прибытию в Ныроб он был посажен в земляную яму. «Сверху землянка была крепко закрыта, и только маленькое отверстие в этой крыше служило для проникновения света и подачи пищи. Пища состояла только из хлеба и воды. С наступлением холодов в землянке устроили печь, дым из которой…выходил через то же единственное отверстие в потолке, предварительно наполняя собой яму». Михаил Никитич был закован в железные оковы «весом три пуда», ныне хранящиеся в Чердынском музее. По преданию, ныробчане по весне проведали, что узника морят голодом, и дети начали таскать ему еду; однажды их застал за этим занятием Роман Тушин, устроил допрос, выяснил, что действуют они так по наущению отцов своих; шесть ныробцев были схвачены и отправлены в Москву «за крепким караулом». Обратно в Ныроб вернулись двое – четверо скончались от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме. Эта история подтверждается грамотой Михаила Федоровича чердынскому воеводе Василию Федоровичу Бутурлину и подъячему Неустрою Алимпиеву от 15 ноября 1621 г.
Михаил Никитич «в земляной темнице сидел год и преставился», т.е. в августе 1601 г. Если следовать традиции, закрепившейся в романовской историографии, Михаил Никитич был умершвлен; такой же точки зрения придерживается и А.Дмитриев.
После смерти Михаила Никитича, в 1602 г. над местом заточения была построена деревянная часовня. В 1793 г. вместо деревянной построили каменную часовню во имя Архангела Михаила. После этого наружный вид часовни постепенно изменялся. Как свидетельствует А.Дмитриев, с наружной стороны часовни, по лицевой стороне, с которой вход в часовню, по карнизу под крышей и так со всех сторон была сделана вязью – «весьма безграмотно» - следующая надпись: «ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В ВЯТСКОЙ ДУХОВНОЙ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЛАВРЕНТИЯ, ЕПИСКОПА ВЯТСКОГО И ВЕЛИКОПЕРМСКОГО, КОНСИСТОРИИ В 7109 ГОДУ ПРИСЛАН БЫЛ С МОСКВЫ ОТ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА В ПЕРМЬ ВЕЛИКУЮ, В ЧЕРДЫНСКИЙ УЕЗД, В ПОГОСТ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИЕ БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ БОЯРИН МИХАИЛ НИКИТИЧ РОМАНОВ, СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ ФИЛАРЕТУ НИКИТИЧУ БРАТ РОДНОЙ, А ПО РОДСТВУ БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ, ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦУ, БЫЛ ДЯДЯ РОДНОЙ. В ПОГОСТЕ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИИ, В ЗЕМЛЯНОЙ ТЕМНИЦЕ СИДЕЛ ГОД; НА ТОМ МЕСТЕ ПОСТРОЕНА БЫЛА ДЕРЕВЯННАЯ ЧАСОВНЯ; НЫНЕ ВМЕСТО ОНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ, ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В 1793 ГОДУ ПОСТРОЕНА СИЯ КАМЕННАЯ ЧАСОВНЯ, ЕДИНСТВЕННО В ПАМЯТЬ БЫВШЕГО НА ТОМ МЕСТЕ В ЗАТОЧЕНИИ БОЯРИНА МИХАИЛА НИКИТИЧА РОМАНОВА, ТЩАНИЕМ И КОШТОМ ЗДЕШНЕЙ ВОЛОСТИ КРЕСТЬЯН И УСЕРДНЫМ СТАРАНИЕМ КРЕСТЬЯНИНА МАКСИМА ПОНОМАРЕВА».
В 1913 г., «мая 25 дня» вокруг часовни была заложена каменная ограда, сохранившаяся по сей день; на столбах ограды имеются вычеканенные медные памятные доски.
В годы советской власти часовня использовалась не по назначению, затем была разрушена.
Ну пока все...