Протоколы левых мудрецов: почему правые никогда не смогут взять власть в свои руки.
Йонатан Шем-Ор, "Маарив", 08.09.2009
Правые знают всё. Чья эта страна. Кто достоин в ней жить. Какие планы у Синьоры Бога. Как эффективнее противостоять Обаме, арабам, всем на свете. И только одну великую тайну не могут разгадать их светлые головы: почему, ко всем чертям, все элиты в этой стране в руках у левых. СМИ, искусство, театр, кино, философия, творческие профессии. Даже воротилы бизнеса – и те в большинстве своем не на стороне правых. Как такое может быть? Этот вопрос не дает им покоя.
Сменилось целое поколение с тех пор, как произошла политическая революция Менахема Бегина. За исключением нескольких коротких периодов, правые все время стоят у руля власти. В их распоряжении - правительство, законодательство, высшие государственные чиновники. И тем не менее: нет ни одного правого политика (включая самых высокопоставленных), кто не жаловался бы на "засилье левой элиты". Они (эти левые) определяют в стране повестку дня. Они отравляют своим ядом сердца людей. Они управляют нашим государством из своего секретного логова на тель-авивской улице Шенкин.
Правые не в состоянии объяснить это пугающее явление. Некоторые из них уверены, что Протоколы левых мудрецов – подлинный документ. Они верят в секретные коды и пароли. Тот, кто откажется произнести вслух словосочетание "палестинское государство", будет отлучен от кормила власти. Тот, кто не захочет насмехаться над ортодоксальным иудеем с пейсами, будет подвергнут остракизму.
Это многое доказывает. И все-таки как можно объяснить то, что за 32 года у власти правые так и не сумели найти способ подорвать гегемонию левых элит? Да потому, что такого способа просто не существует. Элиты – всегда левые. Так было. И так будет. Невозможно изменить закон природы. Левые всегда находятся в поиске режима, оптимального для творческого развития любого индивидуума. Правые же, напротив, видят в людях участников большого коллектива, который важнее каждой отдельной личности.
Это первая часть уравнения. Вторая его часть связана с идентификацией. Нет ни одного человека в мире, кто не нуждался бы в определении собственной идентичности, кто не стремился бы понять и осознать себя. Идентичность формируется из множества компонентов – индивидуальных, присущих лишь одному человеку, и общих, свидетельствующих о нашей принадлежности к чему-либо. Мечты, страхи, особенности личной биографии, сформированная в нашем сознании картина мира, то, как нас видят окружающие – все это индивидуальные составляющие нашей идентичности.
Семья, место жительства, религия, государство, клуб по интересам – это общие компоненты идентичности. И вот здесь вступает в силу закон природы. Чем доминантнее в человеке индивидуальные составляющие его идентичности, тем меньше в нем потребность в коллективной идентификации. И, наоборот. Тот, кто не уверен в себе, кто не в состоянии взять ответственность за свою судьбу и рассчитывает на помощь других, заполняет возникшую пустоту с помощью коллективной идентичности. В этом заключается причина, что националистические режимы всегда находили своих приверженцев среди низших слоев населения. Самые большие патриоты находятся именно в этой среде.
Не случайно правые всегда опираются на социально слабые слои общества. В Израиле к ним относятся малооплачиваемые наемные работники, жители неблагополучных микрорайонов и населенных пунктов периферии, новые репатрианты. Люди, которые не верят в свои возможности изменить судьбу. К ним присоединяются религиозные фанатики, зачастую вполне состоятельные граждане, которые отказались от индивидуальной составляющей своей идентичности в пользу чего-то гораздо большего и важного, чем их собственное "я". Разгадка секрета элит – лишь одна сторона медали. Оборотной стороной той же медали является политическая слепота левых. Они искренне не понимают, почему люди, за интересы которых они сражаются, поворачиваются к ним спиной во время очередных выборов. Все просто. Большинство избирателей – это толпа, внимающая речам с трибуны, а не группа индивидуумов. Разговоры с такой публикой об индивидуальной пользе лишены всякого смысла.
Элиты состоят из тех, кто двигают мир вперед: людей творчества и искусства, ученых, мыслителей, публицистов. Искусство не создается на заседаниях комиссии. Мыслители не пишут свои книги по распоряжению свыше. Критическое осмысление окружающей действительности - жизненно важно для общества. На это правые не способны. Стоять у власти – пожалуй. Быть элитой – никогда.