Из анонимной брошюры, поданной в цензуру курским помещиком Г.М.Батезатулом, вышедшей в свет, но сразу же конфискованной (1904 г.)
"Волей-неволей нам предстоит борьба на жизнь и смерть с желтой расой, и если мы будем победителями, то неминуемо должны завладеть частью Китая, если же мы будем побеждены, то попадем сами в Монгольское рабство"
"Покорение нас желтолицыми начнет и даже начинает уже совершаться мирным путем, когда они в виде дешевой неприхотливой рабочей силы двинутся в Россию"
"Прямой здравый смысл говорит нам: чтобы избежать этого бедствия, надо теперь, пока не поздно, взять и поделить Китай между народами белой расы. Пусть на нашу долю достанутся из этого дележа куски и не самые лакомые - тем лучше для нас. Предоставим другим народам иметь армии для держания в повиновении и выжимания соков из провинций южного и среднего Китая, мы же в северном Китае должны землю дать своим неимущим русским, а туземное народонаселение должны заставить работать без остатка для себя и нашего государства"
Должен быть возрожден "чисто русский государственный строй" - крепостничество, на новой основе. "Всякий русский православный крестьянин, владеющий сверх надельной своей собственной землей в количестве до сорока десятин, имеет право купить у казны одно китайское семейство". Это нужно "чтобы не явился исключительно спрос на какой-либо возраст или пол, который бы весь и был раскуплен и тогда с оставшимися без спроса казна не знала бы, куда деваться" и для "получения правильного приплода китайского населения". (Православные дворяне имели по проекту право покупки большего числа семейств)
"Весь прирост, получившийся от купленных семейств" поступал бы "в полную неотъемлемую собственность купивших их хозяев" и мог быть продан без земли. "Всякий, владеющий китайцами, имеет право над ними жизни и смерти". Эта мера заменит армию для содержания китайцев в покорности, а также "гораздо гуманнее при начале бунта истребить несколько китайцев, чем, если китайцы пережут несколько десятков русских и потом, усмиряя войсками, придется истреблять несколько сотен, а может быть и тысяч". "Заплативши так дорого за каждого китайца", хозяин не станет "уничтожать его без крайней необходимости".
Далее рассмотрены проблемы переезда русских крестьян (льготы, правила продажи земель на старом месте, ссуды на обзаведение). Переезжающих в Китай крестьян следовало поселить казачьими станицами, что "дисциплинирует" и "подтянет" русское население. Для этого рекомендовалось выписать донских и др. казаков "как готовый кадр казачьей организации".
"На всю такую программу многие скажут, что это будет всем миром уничтоженного восстановление у нас в чистейшем виде рабства. Да, это будет рабство, но не пора ли нам перестать смотреть на это слово, как на жупел.". Во всех колониях европейцы "держат туземцев в полном рабстве". "У нас наоборот. Стоит нам покорить какую-либо народность, как она начинает жить на счет коренной России и как пиявка, высасывает лучшие из нее соки. Для этого достаточно припомнить хотя бы Финляндию, Польшу и Каказ с армянами."
"Если наши доктринеры будут говорить, что подобный строй только послужит к нашему разложению, то пусть обратятся к истории и вспомнят, что Римское государство с таким строем просуществовало больше тысячелетия, а вот мы с настоящим нашим строем чувствуем себя все хуже и хуже."
"Кликните клич русскому народу идти войной на Китай для его покорения и порабощения, и он пойдет с несравненно большим энтузиазмом, чем для освобождения нас же поносящих и над нами же издевающихся братушек"
Ансберг О.Н. К истории запрещенной брошюры "Китай или мы" (1904) // Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сб.науч.тр. - Вып.11 - С.-Пб, 2003 - С. 114-120
Взято с Военно-исторического форума - ВИФ-2 НЕ