Оборона от «Платона»15 апреля начинают действовать новые тарифы в системе «Платон». С субботы владельцы большегрузов должны платить 1,9 руб. за каждый пройденный километр федеральной трассы вместо 1,5 руб.
Напомним, изменению тарифов предшествовала ожесточенная дискуссия между правительством и перевозчиками.В результате дальнобойщики якобы одержали небольшую победу, ведь власти планировали поднять тариф до 3 руб. Водители на такие «уступки» не купились и три недели назад начали всероссийскую стачку перевозчиков.
Пока нет никакой реакции властей на эту забастовку. Лишь Минтранс совместно с Общероссийским народным фронтом попытался немного задобрить дальнобойщиков и открыл проект голосования «Карта убитых дорог». В ведомстве заверили, теперь водители могут сами выбирать трассы, на ремонт которых пойдут сборы от системы «Платон». Но дальнобойщики уверяют, что эта «услуга» им не нужна, также, как и не нужен сам «Платон».
Единого координационного центра у водителей большегрузов нет, многие СМИ умалчивают о протестах, поэтому сложно оценить реальные масштабы забастовки. А между тем они весьма впечатляющи. По информации организаторов, акцию протеста на сегодняшний день поддержали более чем в 80 регионах России. Дальнобойщики встали от Владивостока до Смоленска, от Дагестана до Ямала.
Представитель Ленинградского отделения Организации перевозчиков России Сергей Владимиров сообщил, что ежедневно к ним вступает по 500 человек. По его оценкам, сейчас бастует более 10 тысяч водителей – членов ОПР. Владимиров уверяет, что всего по стране поставили свои машины более 100 тысяч дальнобойщиков. По оценкам организаторов стачки, грузовики всех активистов составляют примерно 10% от подвижного состава массой свыше 12 тонн в России.
Выходит, что информация о точном числе протестующих сильно занижена, потому что многие водители действуют методами «итальянской забастовки». Они не появляются на митингах и пикетах, а просто ставят машины на прикол, часто прямо в собственных дворах. Дальнобойщики считают, что такие «невидимые действия» обернутся ростом цен в магазинах и дефицитом в торговых сетях.
На сегодняшний день сплоченней всего продолжают оставаться дагестанские водители.
В Зауралье стоят без движения около 1000 фур. Водители большегрузов одного из крупнейших транспортных узлов страны на перекрестке Европы и Азии ждут, по их словам, «диалога с правительством». Самые крупные забастовки региона проходят в Кургане, Шумихе и Шадринске.
13 апреля протестующие дальнобойщики встретились с мэром Свердловска Евгением Ройзманом. За круглым столом собралось около 50 водителей грузовиков.
В своем Твиттере Евгений Ройзман поделился впечатлениями об общении с перевозчиками: «Встречался с дальнобойщиками. Разумные, трезвые мужики за 50 лет. Отступать не собираются. Да и некуда. Само не рассосется. Я на их стороне». Ройзман пообещал направить письма по проблемам дальнобойщиков премьеру Дмитрию Медведеву, в Министерство транспорта РФ и Госдуму, а также позвонить спикеру СовФеда Валентине Матвиенко.
В Волгограде на стачку стянулись перевозчики со всей области. Кто-то преодолел 10 километров до назначенного места сбора, кто-то – 250. Водители утверждают, что покидать «пятачок» они не собираются, поэтому разбивают лагерь прямо у трассы. Требований у волгоградцев больше, чем у их коллег. Местные шоферы, помимо прочего, настаивают на отставке российского правительства.
В Ленинграде акция проходит пока мирно. Дальнобойщики разбили протестный лагерь. «Иногда я надеюсь услышать ответ от верхов (ну или хотя бы какую-то позицию Кремля в отношении нас) и тогда включаю телевизор, который вообще-то не смотрю года два. Включаю телик, а там всё зашибись! Мы, оказывается, живем так хорошо, что меня аж злость берет, и наутро я с новыми силами выхожу на дорогу», – рассказал СМИ питерский дальнобойщик Анатолий Шилов.
Присоединились к стачке и водители Мурманской области. Пока в регионе остановили свои машины только в отдаленном поселке Ёна, что на юге области. С самого начала акции ни один из водителей поселка не сел за руль.
Всероссийская стачка перевозчиков уже сказалась на ситуации в стране. В нескольких регионах России начались перебои с поставками продуктов. Об этом говорится в обращении Общества защиты прав потребителей. Его направили главе правительства Дмитрию Медведеву. Авторы обращения просят премьер-министра «предотвратить кризис снабжения» из-за риска прекращения поставок мяса, овощей, муки, сахара, яиц.
Между тем дальнобойщики во всех российских регионах заявляют, что прекращать забастовку не планируют. Активисты уверяют, что «Платон» в сумме с другими поборами «делает работу за баранкой бессмысленной».
Римма КРЮЧКОВА