28 января 2009 г. из Службы безопасности Украины в Генеральную прокуратуру Украины поступили материалы проверки по обращению Ассоциации исследователей голодоморов в Украине и общества «Мемориал» о возбуждении уголовного дела по факту Голодомора 1932—1933 гг. в Украине как геноцида украинской нации.
13 февраля в Генпрокуратуру Украины поступило обращение Украинского института национальной памяти о решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту убийства голодом в 1932—1933 гг. миллионов украинских крестьян как основообразующей части украинской нации.
11 и 20 марта в Генпрокуратуру Украины поступили обращения граждан Глуховской А.Н., Носен-
ко А.П., Васильевой Г.М., Солом-
ки В.Т., Манько М.Е., Метлы П.А., Красовской Г.К. и других о возбуждении уголовного дела в отношении представителей советской власти, которые в период 1932—1933 гг. на территориях Винницкой, Днепропетровской, Киевской и других областей УССР (ныне — Украины) принудительно изымали у их близких родственников все продовольственные запасы, что привело к массовому убийству голодом.
В апреле с.г. в Генпрокуратуру Украины повторно поступило упоминавшееся ранее обращение участников круглого стола «Голодомор 1932—1933 годов в Украине как преступление геноцида».
Возбуждая уголовное дело, СБУ действовала в соответствии с требованиям украинского законодательства. Пункт 1 статьи 94 УПК Украины предусматривает, что поводами для возбуждения уголовного дела являются заявления или уведомления предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан, а статья 112 этого кодекса устанавливает, что досудебное следствие по делам о преступлении, предусмотренном статьей 442 Уголовного кодекса Украины, ведется следователями органов СБУ.
Согласно существующим в Украине процессуальным нормам, реагируя на упомянутые обращения, СБУ была обязана либо возбудить уголовное дело, либо мотивированно отказать в его возбуждении. Учитывая огромное количество доказательств, указывающих на признаки преступления геноцида в Украине в 1932—1933 годах, СБУ не оставалось иного пути, как принять постановление о возбуждении уголовного дела, принять его в производство и произвести расследование.
В свете изложенного совершенно беспочвенным и одиозным является опубликованное 27 мая с.г. заявление лидера Партии регионов В.Януковича, который назвал действия СБУ «провокационными и безответственными». Тем более что в 2003 г. он в качестве премьер-министра Украины заявлял следующее: «Потери нашего народа чрезвычайно велики, по крайней мере 7 млн. соотечественников. А значит, не только был нанесен ощутимый удар по генофонду нации, но и поставлено под сомнение вообще существование украинской нации». Как видно из последнего заявления В.Януковича, его больше беспокоит позиция России, для которой «эта тема является особо чувствительной», а не уважение к памяти миллионов замученных голодом людей, уважение к собственному государству, его органам и должностным лицам, правам украинских граждан и общественных организаций.
Партия регионов позиционирует себя как партия российской пятой колонны в Украине и защищает далекую от исторической правды официальную позицию. Поэтому крайне кощунственными являются утверждения ее лидера о попытках нынешних властей в Украине «украсть у народа его историю, переписав ее по своему усмотрению, по своему вкусу и для своих сиюминутных нужд».
Цель официального расследования заключается во всестороннем выяснении всех обстоятельств трагедии Голодомора, а следовательно, в установлении истины и восстанов¬лении исторической правды, длительное время тщательно скрываемой коммунистическим режимом.