Критика
Проектная документация, подготовленная Минводхозом, содержала смету со значительно заниженными расходами. Так, стоимость реализации проекта оценивалась в 32-33 млрд руб., в то время как по оценкам экспертов (в частности, академика А. Аганбегяна), только сооружение канала, без поддерживающей его инфраструктуры, не могло обойтись менее чем в 100 млрд руб. Такой «просчёт» объяснялся узковедомственным интересом проектировщиков.
По мнению специально изучавших этот проект экологов, осуществление проекта вызовет следующие неблагоприятные последствия:
• затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами;
• подъем грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов и автотрасс;
• гибель ценных пород рыбы в бассейне р. Обь, что приведёт в частности к нарушению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов сибирского Севера;
• непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты;
• изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море;
• формирование на территории Казахстана и Средней Азии вдоль трассы канала массивов болот и солончаков;
• нарушение видов состава флоры и фауны на территориях. по которым должен пройти канал;
• засоление «орошаемых» таким образом почв.
По оценкам аналитиков имеются серьёзные политические и экологические риски, которые вместе с крайней затратностью проекта, делают его не вполне жизнеспособным. Оценка этих рисков отсутствовала в технико-экономических обоснованиях начала 1980-х., и необходимые для этого исследования не проведены до сих пор. По мнению других специалистов, изъятие «мизерной доли стока» Оби (в проекте канала шла речь о нескольких процентах от общего стока этой реки) никоим образом не угрожает экологии сибирского региона, зато позволит напоить чистой водой миллионы людей в Средней Азии и значительно укрепит геополитические и экономические связи между странами СНГ. При этом, однако, также отсутствует детальный анализ будущей прибыли, экономических и геополитических преимуществ и рисков осуществления такого проекта.
Перспективы
По оценкам специалистов комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, к 2020 ожидается снижение располагаемых ресурсов поверхностных вод Казахстана с 100 км3 до 70 км3. Если в Афганистане закончится война, на свои нужды страна будет забирать воду из Амударьи. Тогда в Узбекистане запасы пресной воды уменьшатся в два раза.
Площадь Аральского моря сократилась в несколько раз. Сейчас территорию бывшего морского дна занимают солончаки; ежегодно ветрами оттуда выносятся миллионы тонн соли и песка, оседающей на территории Узбекистана, Казахстана и приграничных к Казахстану регионов России.
На пресс-конференции 4 сентября 2006 в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что необходимо вновь рассмотреть вопрос о повороте сибирских рек в Центральную Азию.
Сегодня за осуществление проекта ратуют мэр Москвы — Юрий Лужков, президент Узбекистана — Ислам Каримов и президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев. Современные оценки стоимости проекта составляют свыше 40 млрд долларов и более. Некоторые политологи указывают на то, что проект может стать инструментом для расширения влияния России в Средней Азии.
В октябре 2008 Юрий Лужков представил свою новую книгу — «Вода и мир», посвящённую возрождению плана переброса части стока сибирских рек на юг.
В ноябре 2008 в Узбекистане состоялась презентация проекта сухоходного канала Обь — Сырдарья — Амударья — Каспийское море. Канал проходит по маршруту: Тургайская долина — пересечение Сырдарьи западнее Джусалы — пересечение Амударьи в районе Тахиаташа — затем по Узбою канал выходит к порту Туркменбаши на Каспийском море. Расчетная глубина канала 15 метров, ширина — свыше 100 метров, проектные потери воды на фильтрацию и испарение — не более 7 %. Параллельно каналу предлагается также построить автомагистраль и железную дорогу, которые вместе с каналом образуют «транспортный коридор». Ориентировочная стоимость строительства 100—150 миллиардов долларов, длительность строительства — 15 лет, ожидаемая среднегодовая прибыль — 7-10 миллиардов долларов, окупаемость проекта через 15-20 лет после окончания строительства.
Источник: Wikipedia