Вольтер (1694 - 1778) великий мыслитель, писатель и общественный деятель, вошедший в историю мировой культуры исключительно благодаря врожденному уму, таланту, чувству юмора и целеустремленности. Рожденный как Франсуа Мари Аруэ в семье высокообразованного адвоката с множеством влиятельных друзей, он получил начальное образование в иезуитском колледже Людовика Великого. Однако с детства влияние на него оказал парижский салон его матери, наполненный молодыми остроумными и вольнодумными шалопаями из высшего светского общества. Для них было естественным свободное стихотворство и афоризмы, изобиловавшие игривыми двусмысленностями. Ранние литературные опыты помогли Мари Франсуа вынести в колледже нагоняющую тоску, занудную иудейскую библейскую науку. Его философское мировоззрение сложилось под воздействием скептицизма Монтеня и Пьера Бейля, материализма Гассенди, эмпиризма Локка и Ньютона. Мари Франсуа не привлекал строгий образ жизни церковного проповедника и юридическое поприще, на котором настаивал его отец. В нем рано проснулся дар глубокомысленного сатирика, вызвавшего большой успех в интеллектуальной среде Европы. По окончании колледжа он примкнул к подразделению мальтийских рыцарей “обществу Тампля”, в котором вокруг герцога Вандома объединились пожилые светские львы с донжуанским прошлым, вольнодумцы аббаты и не признающие религиозный канон разбитные вельможи. Вскоре Мари Франсуа прославился дерзкими и остроумными стихотворениями, задевшими правителя Франции герцога Орлеанского, за что и был посажен на год в Бастилию. Там он написал трагедию “Эдип”, постановка которой в 1718 г. сразу вознесла его на вершину славы. С этого времени он стал известен как Вольтер, литературный успех которого подкрепила его следующая большая поэма “Генриада”. Главными врагами народа Вольтер определил церковь, аморальных и циничных правителей французского государства, за что дважды был посажен в Бастилию и получил запрет приближаться к Парижу ближе 200 км.
Конфликт Вольтера с представителем одного из аристократических семейств Франции закончился его двухнедельным заключением в Бастилию. Освободили его с условием покинуть страну, и Вольтер уезжает в Англию, где два года прилежно изучает философию, литературу и общественную жизнь. Возникшая любовная связь с маркизой де Шатле позволила ему вернуться во Францию и на долгие годы поселиться в её родовом замке в Сирее, где он продолжил свое самообразование. Смерть маркизы нарушает его сложившийся образ жизни и Вольтер на некоторое время сближается с французским королевским двором, а затем, принимает приглашение прусского короля Фридриха II, при дворе которого проводит несколько лет. Но не найдя взаимопонимания, Вольтер благоразумно поселился на границе Франции и Швейцарии: он приобрел два замка, Турней и Ферней, расположенные по обе стороны французско-швейцарской границы. “Из этого “маленького королевства” Вольтер до самой смерти в 1778 г. вел переписку со многими европейскими монархами – императрицей Екатериной II, королями Пруссии, Швеции, Дании, Польши, вел обширную правозащитную и просветительскую деятельность, создал множество прославивших его сочинений, в том числе – статей для известной “Энциклопедии” Д. Дидро и Ж. д’Аламбера… В споре со своими титулованными современниками Вольтер, как и во многом другом, одержал впечатляющую победу”. [192 - С. 8]. Он не писал свои идеи в трактатах как профессиональный философ, но оставался всегда глубокомысленным и последовательным литератором.
В отличие от других вождей французского Просвещения, Вольтер заложил в народе основы нового мировосприятия, взывающего признать, что единственным средством исправления его бедственного положения является разум, отвергающий авраамические религии как мировое зло. Ведущие просветители назвали Вольтера “совестью цивилизованной Европы”, у которого насмешка, ирония, сатира и убедительные доводы играли ведущую роль в мировоззренческом перевороте восемнадцатого столетия. Он был выдающимся писателем и гражданином, выступившим против очевидных форм несправедливости и религиозного невежества своей эпохи. В литературной форме Вольтер открыто и убедительно излагал свои гуманистические воззрения, которые и привели Францию к революции. Поэтому еврейство определило Вольтера как зачинателя секулярного антисемитизма Нового времени.
В годы Французской революции последователи Вольтера активно выступали за законодательный запрет предоставления евреям гражданства республиканской Франции, но вмешательство объединенной еврейской финансовой мафии США, Англии, Франции, Германии и Италии не допустило принятие этого закона.