“Миф” по-гречески означает “слово”. Но древние греки использовали “слово” в трёх значениях и называли “мифом” слово о богах и героях, “эпосом” - поэмы и песни об их подвигах и употребляли “логос” в философии, науке и мыслительной деятельности. Вся дошедшая до нас античная литература изобилует мифологическими сюжетами и примерами. В мифах выражает себя очеловечивание природной среды и история познания человеком окружающей действительности. Поэмы Гомера (“Илиада” и “Одиссея”), складывавшиеся на протяжении нескольких веков первой трети первого тысячелетия до н.э., объединили всё мифологическое прошлое Греции. В окончательном виде гомеровские поэмы были дописаны в VI веке до н.э., когда начинается европейская история науки и философии. Интересно, что религиозное учение Заратуштры, а на Востоке учения Будды, Лао-цзы и Конфуция также берут начало в шестом столетии до н.э.
Гесиод (ок 700 г. до н.э.) первый исторически достоверно установленный автор, взявший форму и язык гомеровского героического эпоса, написал “Теогонию” (“Происхождение богов”). Его произведение повествует о сотворении мира из хаоса. В нём изложена генеалогия богов и последовательность трёх божественных династий, последняя из которых представлена в разумно устроенном мире, возглавляемом Зевсом. Здесь необходимо привести знаменитую фразу Геродота о Гомере и Гесиоде: “... они составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы”. [72].
Поэтическая систематизация Гесиодом религиозных воззрений оказала значительное влияние на мировоззрение отдельных разрозненных греческих общин. Гесиод в Теогонии свободно персонифицирует такие абстрактные понятия, как Смерть, Сон, Любовь, Обман, Зависть, Страх, Ужас и т.п., уходящие корнями в глубокие основы ещё догесиодовской мифологии. [72 - с. 37]. Он противопоставил свою поэзию героическому эпосу как трезвую “правду” красивой “лжи”. Общегреческое значение получили святилища в Дельфах и Олимпии, имевших священный авторитет древних Миносской и Микенской цивилизаций греков. В греческом пантеоне высшими богами стали: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Арес и Гермес. За ними следовали Гефест, Латона, Деметра и Дионис. При этом древнейшие боги Уран, Кронос, Гея, Фемида, Океан и Титаны отошли в подчиненное положение, ниже которого стояли только нимфы, нереиды, хариты, горы, эринии и музы. Характерным признаком религии греков последующего периода были местные культы мистерии (Деметры, Диониса, Орфея), обряды жертвоприношений богам олимпа и привнесенные восточные культы (Аттиса и Кибелы, Митры и Исиды). Религия классической Греции этого периода оказалась смесью трёх религий, в которой некоторые из классических богинь были Ионийского и Микенского происхождения. Древние ионийские и микенские религиозные воззрения продолжали существовать, особенно среди жречества и образованного класса населения. Поэтому Богатая жреческая каста, совместив воззрения трёх цивилизаций, разработала обрядовую сторону и поместила в пантеон веры разных богов из составных частей Греции.
В процессе многих тысяч лет развития мыслительных способностей человек научился фантазировать и придумывать образы и ситуации, не существующие в окружающей его действительности. В своих фантазиях человек способен вообразить себе крылатого коня, человекобыка (минотавра), чертей или инопланетян и затем наделить эти образы фантастическими характеристиками и признаками. Развитая способность человеческого мышления позволяет давать придуманным идеальным образам названия, определять их как самостоятельные понятия и затем, эти не существующие в действительности умозрительные образы - рассматривать, анализировать и наделять разнообразными свойствами и связями. Большинство народов земли придумывали и передавали потомкам сказки, истории и мифы о своих выдающихся предках, спасающих свой народ от напастей, побеждающих врагов и силы природы. Примерами могут быть северные, кельтские или греческие мифы и легенды. Каждый из мифических греческих богов возглавлял указанную ему стихию природы: Гелиос – бог солнца, Гера (греч.: сударыня) – могущественная правительница Земли, Посейдон – правитель морей, Гефест – бог огня, Дионис – бог растений, вина и оргий, Деметра – богиня земледелия и плодородия, Афродита – богиня любви и красоты, Афина – богиня войны и ремесел, Мойра – богиня судьбы и т.д. В греческих богах обычно олицетворялись человеческие качества и присущие человеку конфликтующие наклонности.