Зададимся вопросом: в какой степени антисемитизм порождается недостатком интеллекта, а в какой особенностями психики?
Само по себе это могло бы стать темой многотомного исследования.
Прежде всего отметим, что для интеллектуального преодоления рефлексивной ксенофобии, которой более-менее страдаем мы все или почти все, не требуется какой-то особый или выдающийся умственный уровень. Нет, хватает тут вполне и тройки с минусом. Antisemitus vulgaris, как легко можно убедиться наблюдая здешнюю публику, это существо, в умственном отношении не дотягивающее даже до нижней планки того, что мы называем средним уровнем (в самой широкой интерпретации понятия "средний"). Бывают, конечно, и исключения - нестандартные антисемиты. Но исключения не делают погоды. Поэтому займёмся лучше правилом.
Как я полагаю, существует определённая корреляция между умственным уровнем и уровнем нравственного развития. Но не непременная. Бывают, само собой, глуповатые люди с доброй душой, но в целом, с понижением интеллектуального уровня возрастает и вероятность нравственных отклонений. (Ту злобность, которую так настойчиво демонстрируют местные экспонаты, иначе как тупой не назовешь. Конечно, в принципе возможна такая степень лютости и у умного человека, но встречается это гораздо реже, потому и представить себе это гораздо труднее.) Это связано, не в последнюю очередь, с разумностью этики. Пример - свинья под дубом. Чтобы осознать необходимость щадить дуб, кормящий её желудями, свинье надо было бы иметь уже некоторый уровень интеллекта. Эту мысль можно было бы и далее развивать, но, думаю, смысл и так ясен.
Теперь о собственно психике.
Нам всем безусловно знаком тип убеждённого пакостника. Таких можно встретить в любо устойчивой группе - от школьного класса до трудового коллектива. Если не всегда, то очень часто обнаруживается индивидуум, цель существования которого - пакостить, скандалить, интриговать, распускать сплетни, словом – отравлять окружающим жизнь самыми разнообразными способами.
В основе обычно лежит ущемлённое самолюбие, жажда признания, зависть... словом, всё то, что в обиходе со времён Фройда именуют комплексом неполноценности. Это ущербные люди, жаждущие компенсации и не могущие - по недостатку умственного развития - представить себе другого рода компенсацию, кроме как за счёт унижения других. В силу недостатка интеллектуального развития такие люди, как я уже отмечал, не способны совладать с динамичной картиной мира. Им требуется статика, раз навсегда утверждённая табель о рангах, в которой они, разумеется, будут наверху. Потому что они "белые", "арийцы", "истинно русские"... Т.е., по праву рождения, без каких-либо персональных достижений, на которые они так и так не способны. Им всегда кажется, что их обделили, что у кого-то кусок лучше.
Разумеется, такой психологический тип не обязательно приводит к антисемитизму или другим формам ксенофобии - но лишь в связи с интеллектуальной недостаточностью, когда для более сложных соображений не хватает мощности "процессора".