Авиабезопасность Израиля: мы не хотим знать о вас все, мы хотим, чтобы вы долетели
У путешественников опытных, как и у путешественников неопытных, часто складывается особое отношение к израильским службам авиабезопасности. Нельзя сказать, чтобы отношение сильно лестное: ведь какие-то настойчивые люди задают многочисленные, нахальные и утомительные вопросы. Ну действительно: зачем кому-то знать, что я буду делать в Праге, для чего я приехал в Израиль и когда именно я упаковал свои чемоданы?
Даже легенды ходят о свирепых чудо-юдищах, лезущих сразу и в душу, и в чемоданы. А о том, что именно в аэропорту Бен-Гурион делают с людьми в кабинках для личного досмотра, говорят только шепотом и непременно озираясь по сторонам.
Надо сказать, у сотрудников служб безопасности тоже есть что рассказать о пассажирах.
Например, как-то на посадку пошла группа итальянцев, руководитель которой был одет Санта-Клаусом, а его подопечные туристы – эльфами (хорошо хоть, не оленями). Случился отряд православных с лампадой, которая должна была гореть вечно, в том числе и в салоне эконом-класса их чартерного рейса в Грецию (нет, огонь был не олимпийский, хотя ассоциация понятна). Яркие впечатления доставила группа из 400 нигерийских паломников в красивой разноцветной одежде, которые пели мелодичные гимны и танцевали свои пластичные танцы до самого паспортного контроля. Не забыт и одинокий, но решительный японец, вырвавшийся из кабинки для личного досмотра голым и промчавшийся по терминалу с диким самурайским кличем.
Помимо этого слегка эксцентричного колорита, встречаются и случаи "иерусалимского синдрома" – особого психоза, охватывающего некоторых верующих при посещении столицы. Несмотря на то, что многим из страждущих своевременно оказывается квалифицированная медицинская помощь, некоторые все же умудряются избежать ласковых объятий санитаров и как-то добираются до аэропорта. Поэтому отдельные сотрудники могут похвастаться личным знакомством с царем Давидом, пророком Илией, а также несколькими Иисусами, один из которых даже умудрился принести в аэропорт большой деревянный крест.
Безопасность на всех израильских авиалиниях и во всех израильских аэропортах – механизм многоуровневый и чрезвычайно сложный. Можно без преувеличения сказать, что проверка пассажира начинается задолго до того, как он прибывает в аэропорт. Даже если злоумышленник сумел пройти сквозь предполетный опрос и личный досмотр (за последние тридцать лет известен лишь один подобный случай), на борту самолета его встретят и обезвредят вооруженные агенты.
Результаты говорят сами за себя: первый и последний угон самолета "Эль-Аль" произошел 46 лет назад, в 1968 году. С тех пор система успешно предотвратила многочисленные попытки навредить пассажирам рейсов израильских авиакомпаний – цели номер один для большинства террористов на планете.
Ицхак Йефет, ведущий специалист в области авиабезопасности, стоял у истоков этой системы (тогда существовала только государственная международная авиакомпания "Эль-Аль"). По его словам, агенты службы безопасности – это ветераны боевых частей, как правило, студенты или недавно окончившие вуз. Требования к сотрудникам высоки, они проходят длительную и интенсивную подготовку.
"Мы тесно сотрудничаем с разведслужбами, наша цель – сделать так, чтобы мы стали неприятным сюрпризом для террориста, а не наоборот. Но даже лучшая в мире разведка не может проникнуть во все террористические группы. Поэтому, хотя подавляющее большинство пассажиров – пассажиры bona fide, мы вынуждены интервьюировать каждого из них. Главный наш враг – это рутина. Мы постоянно проверяем бдительность наших сотрудников, например, посылая специально подготовленных "подозрительных" пассажиров. Несмотря на высокую стоимость подготовки каждого агента, сотрудник, пропустивший такого пассажира, не может продолжать работу в службе безопасности. Для наших сотрудников каждый рейс – это их первый рейс, и каждый пассажир – это первый пассажир”.