Не дрожи в руке, стакан, не трясись, закуска .
Владимир НЕМИРА, 24 февраля,
Расхристанный мужик с бутылкой водки в руке нетвердо держится на ногах и нечленораздельно горланит какую-то песню – вот он, настоящий русский, каким его представляют себе иностранцы. Еще бы: Россия – самая пьющая страна! Мы немало сделали для того, чтобы укрепить в сознании чужеземцев этот миф. Причем отнюдь не безмерным употреблением горячительных напитков. Просто ни один народ не любит рассказывать о собственных пороках, так их преувеличивая, как мы. Пьянство стало предметом бравады: "Да, мы такие, мы алкаши, пьяницы! – гордо кричим мы на всю ивановскую, ударяя себя в грудь покаянным кулаком. – Эх, головушки наши пропащие, забубенные". А для пущей убедительности, что, дескать, во все времена русские пили беспробудно, цитируем киевского князя Владимира Святославича: "Руси есть веселие пити, не можем без того бытии". Лукаво забывая о том, что слова эти означали вежливо-ироничный отказ мусульманским послам, склонявшим Русь к принятию ислама, который не допускает употребления алкоголя. Христианская же вера, в которую был обращен русский народ, хотя пить и не запрещала, но требовала умеренности в отношении хмельного: "Невинно вино, виновато пьянство".
Вообще, если углубиться в прошлое, то окажется, что когда-то пьянство для русских проблемой не являлось. Пили наши предки напитки слабенькие (медовуху, пиво, брагу) и обильно их закусывали. К тому же православие строго определяло, когда можно пить, а когда нет. В будни пить было грешно, дозволялось сделать поблажку лишь в праздники: "Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого". Да и то умеренно: "Много вина пить – беде быть", "Пить до дна – не видать добра" и т.п. Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство, носящее массовый характер. К тому же варили хмельное питие самостоятельно, а у большинства населения не было излишков продовольствия для производства алкоголя. О водке русские не знали вплоть до XIV века. Первые упоминания о пьянстве появляются лишь в XVI в., то есть лишь два столетия спустя после начала ввоза в Россию спирта (кстати, к тому времени англичане уже вовсю напивались в кабаках дешевым виски). Причем водка была крепостью всего 14 градусов – нынешняя "сорокоградусная" появилась у нас только в XIX веке.
Но и это еще были отдельные случаи, ибо сказано – "пьяницы царства Божия не наследуют". Народ тогда был верующим и лишиться Божьего расположения страшился. Пить Русь стала, когда продажа алкоголя сделалась статьей государственного дохода, когда Иоанн Грозный заменил корчмы кабаками, в которых можно было только выпивать и никакой закуски не подавалось. Но если власти предержащие выпивку поощряли, то православная церковь резко осуждала увлечение спиртными напитками. В 1652 г. под давлением патриарха Никона царь Алексей Михайлович вынужден был созывать Земский собор ("собор о кабаках"), где было постановлено: "В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам". Трезвость у верующих была в чести, и борьба с пьянством проводилась постоянно. Да и не мог крестьянин предаваться этому пороку, ведь многодневный запой грозил ему разорением. К тому же крестьянская община категорически не позволяла парням (о девушках и речи быть не могло) моложе 21 года пить водку. По достижении 21 года молодой человек либо шел в армию (на государеву службу юноша должен идти физически и морально здоровом), либо женился и обзаводился хозяйством. Что касается знати, до восшествия на престол Петра I о пьянстве в стенах Кремля не известно ровным счетом ничего. Кстати говоря, вопреки распространенному мнению, в петровские времена пьянство не только не поощрялось, но и жестоко наказывалось. Петр издал указ, чтобы пьяницам на шею подвешивали чугунный круг, на котором было написано, что "сей безобразно в пьянстве усердствовал".