http://www.echo.msk.ru/blog/alex_melnik … 1825-echo/Оттуда по ссылке
Т. ДЗЯДКО: Здесь есть вопрос. «Почему, на Ваш взгляд, такое количество крайне негативных, крайне отвратительных комментариев по поводу кончины Гайдара?» Расширяя вопрос. Насколько всё то, что делалось Гайдаром и командой ельцинской в начале 90-х, могло бы сегодня пониматься по-другому среди большинства, какой-то значительной части населения?
И. ХАКАМАДА: Это очень серьёзный вопрос. Он требует очень большой программы. Я думаю, после ухода Гайдара таких программ будет много. Все будут анализировать это. Но если коротко говорить, то была, конечно, сделана большая ошибка. Не принято, если человек умер, говорить что-то плохое. Поэтому я сейчас не выступаю, а просто говорю объективно. Другое дело – была эта ошибка обречена, чтобы её сделали или можно было избежать. Неизвестно. Потому что реформаторы были из прошлого.
Они не работали на Западе, они не впитали с молоком матери рыночные ценности. Они действовали по каким-то учебникам, своего собственного опыта не было. И конечно, не учли очень многого аспекта. И самое главное – надо всё людям объяснять, нужно брать их всех, начиная от рабочего и дворника и заканчивая экспертным сообществом, надо брать в сообщники людей. Второе – нужна обратная связь.
И даже при самых сложных, невозможных реформах, нужно по минимуму учитывать интересы военных и пенсионеров, и инвалидов, и учителей, и врачей. Если вы отсекаете с помощью шока такое количество людей, вы обречены на то, что потом эти люди повернут страну обратно, потому что они вам этого не простят.
Нельзя требовать от обыкновенного, простого обывателя, чтобы он мыслил стратегическими интересами страны. Он мыслит своей жизнью. А у многих жизнь стала трагичная. Были потеряны все доходы на сберкнижках, потеряны обещанные чековые вложения, рабочие места, на рынки пошли торговать, была потеряна престижность, и люди не прощают. И Гайдар об этом знал. Но как большой учёный, он понимал, что у него или так, а по-другому он не знал, как сделать. А вот сейчас мучается правительство, дефицитный бюджет, не хватает на это, всё горит, всё рушится, 75 долларов за баррель! А тогда было восемь!