Если говорить коротко, то марксизм-ленинизм это научное начало теории эволюции сознания,посвящённое исключительно сфере сознания. Чтобы нарисовать полную картину исторического материализма нужно к сфере сознания добавить сферу материального и исследовать развитие человечества как ноосферы и как биологического вида. Синтез материи и сознания даст некую величину,которую можно назвать общественной массой или общественным сознанием.
Математически общественное сознание (общество) можно представить как некую массу в координатах времени и пространства. Точнее можно оперировать с понятием вектора количества движения общественной массы - mv, т.е. во времени и пространстве движется равномерно и прямолинейно вектор общественного сознания со скоростью v. Уравнения,описывающие,эволюцию сознания,кажется соответствуют по форме законам классической механики.
F=ma
F - сила идеологического воздействия на общество.
m - масса общества(число народонаселения).
a - ускорение,которое приобретает общество под действием идеологической силы.
Сила идеологии-это векторная величина, т.е. идеология имеет направление,она может быть положительной и отрицательной по отношению к прогрессу. За положительное направление прогресса берём направление при котором наблюдается рост сознания (разума) и уменьшение животного инстинкта.
Таким образом теория эволюции сознания имеет объективный научный характер и без труда описывается математическим языком,на котором общественное сознание-это вектор во времени и пространстве,движущийся равномерно и прямолинейно,если не подвергается действию идеологической силы. Но в реальности сила идеологии,имеющая непостоянную векторную величину, всегда присутствует, и формируется в самом общественном сознании как количественно,так и качественно (по направлению).
Попробуем проследить новейшую историю России с точки зрения теории эволюции сознания. На начало 19 века прослеживаются две основные идеологические силы, действовашие на то время. Официальная узаконенная сила-это Православие,уже значительно мутировавшее,со времени возникновения христианства и особенно после церковного раскола,в сторону капиталистизма и вторая идеологическая сила,имеющая неофициальный общественный характер, возрастающая во времени и более приближенная к вектору ранехристианской общины. Проявление этой силы прослеживается в явлениях народных восстаний Разина и Пугачёва,затем в идеологии старообрядчества протопопа Аввакума,затем Радищева,русской классической литературы,революционеров-демократов плеяды Чернышевского,Герцена и пр.,народовольцы,социал-демократы марксисты и наконец большевики,ознаменовавшие собой пик эволюции общественного сознания,которое воплотилось материально в созданиии нового общества. Таким образом в течении порядка нескольких десятков лет равнодействующая двух идеологических сил русского общества, христианства и марксизма привело к качественному преобразованию России,в социалистическое государство,первое в мире государство нового типа. Очевидно вектор идеологической силы,придавшей ускорение российскому обществу,оказался мощнее,чем на западе. Попробуем сравнить общественное сознание запада и России на момент первой в мире социалистической революции. На западе господствовало христианство,значительно мутировавшее к капиталистизму в форме протестантизма, то есть направления более далёкого от раннего христианства,чем православие,была и вторая, новая, как и в России идеологическая сила марксизм,но она была сформирована в отличие от России на более мутировавшем христианстве,протестантизме. В целом результирующий идеологический вектор западного общественного сознания оказался отличающимся от российского, в сторону капиталистизма. В России направление общественного сознания более соответствовало ранехристианской идеологии, и получается,что победа социализма в России во многом обусловлена более последовательным христианством. Этот факт был отмечен Марксом, в его работах,где он прогнозировал возможность социалистической революции в России,во многом сохранившей традиционную христианскую общинность. На этом была построена и тактика большевиков в период русских революций.