За переезд Эйнштейна в Берлин в 1915 году особенно ратовал другой выдающийся немецкий физик – Макс Планк (Max Planck). Он одним из первых оценил специальную теорию относительности Эйнштейна и помог ему стать членом Прусской академии наук. 25 ноября 2015 года там должна была начаться серия докладов Эйнштейна, однако ученый до последнего не был доволен своими расчетами и предоставил на суд коллег сразу несколько версий своей новой модели.
Мне повезло заметить то, что не заметил жук
За неделю до выступления у него случился очередной инсайт: ученый обратил внимание на необычное смещение орбиты Меркурия, которое не укладывалось в рамки ньютоновского закона всемирного тяготения, зато прекрасно объяснялось его новой теорией. Эйнштейн предположил, что гравитация возникает в результате искривления пространственно-временного континуума: чем больше масса объекта, тем сильнее его гравитационное поле, а оно в свою очередь влияет на темп времени. "Если жук ползет вдоль искривленного сучка, он не замечает, что сук кривой. Мне повезло заметить то, что не заметил жук", – так объяснял Эйнтштейн своё открытие 9-летнему сыну Эдуарду.
Эйнштейн работал над более масштабной детерминистской моделью мироустройства, позволившей бы проникнуть во все тайны Вселенной. "Квантовая механика действительно впечатляет. Но внутренний голос говорит мне, что это ещё не идеал. Эта теория говорит о многом, но всё же не приближает нас к разгадке тайны Всевышнего. По крайней мере, я уверен, что Он не бросает кости", – писал физик в 1926 году своему другу и коллеге Нильсу Бору.
Ответ Бора был краток: "Эйнштейн, не учите Бога, что ему делать".
И несмотря на это Эйнштейн сам же признавался: "Самое красивое и самое глубокое переживание, которое только доступно человеку, – это ощущение таинственности. Именно оно лежит в основе всего искусства и науки".