1. За одну только историю с «лицеистом» Берия заслужил расстрела. Когда в 1940году восстанавливалась уничтоженная НКВД резидентура ИНО в Берлине, резидентом он назначил Амаяка Кобулова (язык – 0, разведопыт – 0, образование 5 классов, бывшего счетовода ХОЗУ НКВД Грузинской ССР, в 1937 – опер, Грузинских коммунистов и интеллигенцию хорошо стрелял). На встречи с агентами ходил с переводчиком. Но зато лично предан.. Его информация шла Сталину напрямую, минуя аналитику ИНО Немцы быстро сообразили, с кем имеют. дело. С осени 1940 года подставили ему под вербовку агента, кодовая кличка «лицеист». И с этого времени через Кобулова Сталину пошла качественнейшая «деза» подготовленная Абвером. Немцы давали именно то, что хотел услышать Сталин до самого 22 июня. Таким образом, немцы одним точным ударом, хорошо рассчитанным психологически, свели на нет титаническую работу двух советских разведок – военных и внешнеполитической.
Источники: 1. Очерки истории внешней разведки.
2. Е.М. Примаков. Годы в политике.
2.Не надо принижать и заслуги Лаврентия Павлыча на ниве репрессий. До перевода в Москву он был первым секретарем Закавказского крайкома ВКП(б) и одновременно 1-м секретарем ЦК Компартии Грузии. Перестрелял и пересажал все, что было коммунистического в трех закавказских республиках. Особенно тех, кто без должного пиетета относился к Иосифу Виссарионовичу, и хорошо знал его лично до революции.
3.Реабилитировал 350 тысяч в 39 году. Ну прямо душка! Дело в том, что репрессии обезглавили не только армию и парторганизации. Была обезглавлена экономика. Я не буду говорить про наркомов, начальников главков и трестов. Я располагаю данными по конкретным предприятиям. Горьковский автозавод – к концу 38 года были репрессированы все руководители завода, включая начальников цехов. Это те, кто этот завод построил в рекордные строки. То же на 92 – артиллерийском(КБ Грабина), то же на 21 – м авиационном (КБ Лавочкина). Источники:1. История Горьковского автозавода. 2.Очерки истории Горьковской областной организации КПСС. Некому стало организовывать производство. Вот и пришлось срочно выпускать уцелевших. Директора то были расстреляны, а вот кое-кто из руководителей рангом пониже уцелел. (Кстати, именно тогда сверхбдительный НКВД проспал домик особой конфигурации, спроектированный и построенный немецкими специалистами точно в точке сброса авиабомб при бомбежке автозавода.) Немцы построили и уехали спокойно. А их бомбардировщики вплоть до последнего налета в сентябре 1943 года исключительно точно клали бомбы на автозавод.
4.Атомный проект. Кто строил атомные заводы ? В одном из таких городов мне ответили: те, кто имел опыт строительства подобных заводов в Германии – немцами обученные качественной работе наши пленные и, внимание! Молодежь, угнанная на работу в Германию из оккупированных районов СССР. Из немецких лагерей их эшелонами увозили в лагеря наши. На вопрос что с ними стало потом – только развели руками .После завершения строительства их увозили в другие лагеря. К сожалению, никаких документ ов, освещающих их судьбу не обнаружено.
5. Ну и наконец, начальником строительства МГУ был все – таки не Берия, а генерал – майор (впоследствии – генерал армии) Комаровский( он же и начальник Главпромстроя НКВД) легенда советских строителей.