Раввины о толерантности
October 6th, 2012
Для журнала "Москва - Тель-Авив", в котором я буду вести рубрику мнений раввинов.
Толерантность по смыслу близко к терпимости и мне кажется, терпеть – вредно. Лучше – действовать и любить.
Тора учит нас жить полной жизнью. Так в Талмуде описан один из первых вопросов, который Б-г задает душе на Высшем суде, после того, как она прожила жизнь в этом мире: «От всех ли плодов, что Я сотворил в мире, ты попробовал/а?»
На одном из межрелигиозных круглых столов, в котором довелось принять участие, мы пришли к формулировке: терпимость – слабый выбор, взаимоуважение – правильный. С таким смысловым наполнением толерантности я готов согласиться.
На мой взгляд, возможность принять человека таким, какой он есть, а не таким, каким мне бы хотелось его видеть, может вырасти на почве любви к Б-гу и к Его творениям. Как однажды высказался основатель ХаБаДа: «Любовь к ближнему – врата к любви к Всевышнему. Тот, кто, действительно, любит человека, любит и его детей».
Другое важное условие – доверие к Б-гу, что в конце концов все будет хорошо.
«Толерантные» раввины, которые, например, принимают с улыбкой приезжающих в синагогу на шабат на авто, любят их, верят в возможность изменения их к лучшему и активно действуют, помогают им расти, изменяться к лучшему.
Александр Фейгин
Раввин, доктор наук, ректор, Москва
Я не уверен, что раввин должен быть толерантным. Есть два сценария толерантности (+нюансы).
Толерантный-А - безразличен и инакомыслие ему не мешает, поскольку он не задается вопросом "как правильно?" или считает его неразрешимым.
Толерантный-В - воспитанный человек, инакомыслие его раздражает, но он понимает, что если будет об этом говорить, ему это очков не прибавит.
Раввин типа А немыслим (хотя и вполне реален). Раввин типа В хорош в общении, но неискренен.
Думаю, раввин должен быть не толерантен, а (вместо этого) 1. умен, 2. сензитивен, 3. обладать самоиронией. В качестве идеального раввина (в свете самоиронии) предлагаю себя. Не так давно мы (мой институт) получили в дар свиток Торы. Я серьезно готовился, написал брошюру о том, как это должно быть, получил на нее замечание р. Лазара, переделал, напечатал. А в день событий оказалось, что даритель хочет делать все иначе. Я не показал виду, что это идет вразрез с моими намерениями. Разумеется, это возможно только в ситуациях, когда речь идет о различии обычаев, а не о нарушении закона. Если бы даритель решил дописывать свиток в Субботу, я бы, разумеется, не согласился. А теперь еще один пример, раввин, которого считают не толерантным, а круто-улетным. Р. Херсонский работает с молодежью и деловыми людьми. Одна из очаровательных, на мой взгляд, черт его раввинсrокго стиля состоит в том, что, отвечая на вопросы, он отвечает не по принципу "правильно-неправильно", а, внимательно выслушав вопрос, отвечает не на него, а на тот, который данный вопрошающий задаст в следующий раз. Работает на опережение. Он отвечает не на вопрос, а вопрошающему. И Б-г ему в помощь.