В качестве иллюстрации этой формы деятельности сионизма в ЧССР может служить разоблачение в марте 1967 г. секретаря израильской миссии в Праге Моше Шатца, который длительное время поддерживал контакт с группой чехословацких граждан и передавал им крупные денежные суммы в уплату за получаемые шпионские сведения.
Вплоть до разрыва дипломатических отношений Чехословакии с Израилем многие сотрудники израильского посольства активно занимались шпионской и пропагандистской подрывной деятельностью. В связи с этим органы МВД ЧССР неоднократно ловили израильских дипломатов с поличным. Израилю было вручено несколько резких нот протеста. Сотрудники израильского посольства (по сообщению «Руде право» от 15. VI 1967 г.) пытались вызвать среди чехословацких евреев произраильские, националистические настроения, разжечь ненависть к ЧССР и Советскому Союзу. Израильские дипломаты и их агенты работали в основном среди молодежи, интеллигенции и инженерно-технических работников, которых усиленно вербовали для эмиграции в Израиль.
Под прикрытием дипломатического паспорта и под другими именами на службе в израильском посольстве состояли бывшие граждане ЧССР, владеющие чешским и словацким языками, связанные с сионистскими организациями как в Израиле, так и за его пределами. Среди них находился Цви Шапиро, ранее Курт Стейн, в Израиль переселился в 1949 г.; Иегуда Ревема, проживавший до 1939 г. в Праге; Нагум Лавон, ранее Эрик Либман, проживавший в Чехословакии до 1949 г. В период 1963—1966 гг. активной работой среди еврейского населения Чехословакии занимался второй секретарь посольства Карел Яарон, ранее Карел Грюнвальд, эмигрировал в Израиль в 1949 г. Яарон в сотрудничестве с Венским центром документации готовил нелегальную переброску из социалистических стран лиц еврейского происхождения, эмиграцию ценных чехословацких специалистов К С июля 1966 г. по июнь 1967 г. подобной же «работой» занимался второй секретарь Ицхак Шалев, ранее Эутен Штефка, выехавший в Израиль в 1948 г.
Шалев вместе с другими дипломатами находился в тесном контакте с членами еврейских религиозных общин, получал информацию и снабжал деньгами функционеров еврейских общин, организовывал молодежные группы сионистского толка, задачей которых являлись провокационная деятельность, развертывание при определенных условиях подрывных действий, психологических диверсий, разложение чехословацкой молодежи и т. д.
Такие условия создавались по мере кризисного развития событий в ЧССР весной и летом 1968 г., резкой активизации ревизионистских и открыто антисоциалистических элементов, все более яростных нападок на Компартию Чехословакии и устои социализма в стране.
В рамках общей контрреволюционной стратегии империализма действовали и сионисты в ЧССР. Совместно с вышедшими из подполья остатками буржуазных партий, правой социал-демократии, «национал-коммунистами», троцкистами они развернули идеологическую обработку колеблющихся или незрелых людей. Среди главных застрельщиков, готовивших почву для контрреволюционного переворота в ЧССР, были агенты Всемирной сионистской организации — Рыбачек, Мусил, Клементьев.
Сионисты в блоке с ревизионистскими и националистическими элементами стремились проникнуть в руководство КПЧ, в пропагандистские и информационные центры, захватить влиятельные позиции в сфере культуры, науки и искусства. Они предпринимали попытки вызвать в массах брожение, вывести их из-под влияния коммунистической партии, настроить в антисоциалистическом духе под прикрытием фраз об «усовершенствовании» и «демократизации» социализма. Таким образов, сионисты делали все, чтобы привести Чехословакию к острому кризису, расколу и хаосу, прервать социалистическое развитие страны. Каковы мотивы и генезис этих планов и действий? Их нетрудно установить. Они явились следствием прежде всего ненависти к позиции, занятой Чехословакией по отношению к виновникам ближневосточного конфликта, решительной поддержки КПЧ и правительством ЧССР арабского национально-освободительного движения и осуждения израильской агрессии.
В декабре 1967 г. издаваемая в Тель-Авиве газета «Гаарец» писала, что Израиль (читай: сионизм) имеет большие возможности для нанесения удара по социализму в странах Восточной Европы, и в частности в Польше и Чехословакии. Лондонский корреспондент этой газеты, скрывавшийся под псевдонимом Алиф Шим, предлагал создать в социалистическом лагере трудности путем разжигания крайне националистических настроений, использовав для этого средства массовой информации, прежде всего радио и телевидение, являющиеся острейшим оружием «психологической войны». Он писал далее, что Израиль должен сыграть роль «занозы в теле коммунистического движения», вокруг которой постепенно образуется нарыв. Израиль, поучал Алиф Шим, может широко использовать для раскола социалистического лагеря целый ряд противоречий национального толка, существовавших в прошлом.
Эти «советы» появились в «Гаарец» тогда, когда они уже полным ходом осуществлялись на практике.