Ави Шлаим*, «Гардиан», 7 января 2009 г.
"Профессор международных отношений Оксфордского университета Ави Шлаим служил в армии Израиля и никогда не сомневался в законности существования этого государства. Но бесчеловечное нападение на Газу привело его к уничтожающим выводам.
Единственный способ найти какой-то смысл в этой бессмысленной войне – попытаться понять ее в историческом контексте. Создание государства Израиль в мае 1948 года было сопряжено с огромной несправедливостью в отношении палестинцев. Официальный Лондон яростно сопротивлялся американским усилиям, направленным на поддержку новорожденной страны. 2 июня 1948 года сэр Джон Траутбек направил министру иностранных дел Эрнсту Бевину письмо, в котором говорил, что американцы несут ответственность за создание бандитского государства, «во главе которого стоит группа лидеров, не гнушающихся никакими средствами». Я думаю, что он выразился слишком резко, но омерзительное нападение на живущих в Газе и потворство администрации Буша этому нападению заставляют вернуться к этому вопросу.
Я пишу как человек, который в середине 1960-х годов добросовестно служил в израильской армии и никогда не сомневался в законности существования государства Израиль в границах до 1967 года. Но я самым решительным образом отвергаю колонизаторский проект сионистов, когда он выходит за пределы Зеленой черты. Израильская оккупация Западного берега и полосы Газа как последствие июньской войны 1967 года не имела ничего общего с обеспечением безопасности страны, а была откровенной территориальной экспансией. Цель состояла в создании Большого Израиля путем постоянного политического, экономического и военного контроля над палестинскими территориями, результатом чего явилась самая длительная и жестокая в новое время военная оккупация.
Четыре десятилетия израильского контроля причинили неисчислимый ущерб экономике полосы Газа. Масса беженцев 1948 года была загнана на крошечную полоску земли без инфраструктуры и природных ресурсов. Перспективы у Газы никогда не были радужными. Но это не просто пример слабого экономического развития, а случай преднамеренного и беспрецедентно жестокого ограничения возможностей развития. Говоря библейскими словами, Израиль определил жителей Газы, чтобы они рубили дрова и черпали воду, обратил их в источник дешевой рабочей силы и подневольный рынок для израильских товаров. Израиль активно препятствовал развитию местной промышленности, чтобы палестинцы не вышли из подчинения и не создали экономических предпосылок политической независимости.
Газа – классический пример колониальной эксплуатации в постколониальный период. Еврейские поселения на оккупированных территориях безнравственны, незаконны и являются непреодолимым препятствием на пути к миру: они одновременно инструмент эксплуатации и символ ненавистной оккупации. В Газе в 2005 году было лишь 8000 еврейских поселенцев и 1,4 миллиона местных жителей, но поселенцы контролировали 25% территории, 40% пахотной земли и львиную долю скудных водных ресурсов. А рядом с ними большая часть местного населения жила в невообразимой бедности и нищете. Доход 80% из них не достигал и двух долларов в день, а условия в этой полосе оскорбляют представления о достойном человеческом существовании, взывают к сопротивлению и служат рассадником политического мыслепреступлениеа.
Произведя этот краткий обзор действий Израиля за последние четыре десятилетия, трудно возразить против вывода, что он стал страной-изгоем, «во главе которой стоит группа лидеров, не гнушающихся никакими средствами». Страна-изгой – страна, для которой нарушение норм международного права стало нормой, которая обладает оружием массового уничтожения и осуществляет террор, используя насилие против гражданского населения в политических целях. "