На первый план в изучении природы давно вышел особый познавательный процесс, который заключается в сравнении объекта с образцом, эталоном с помощью технических средств - измерение.
"Наука начинается с тех пор, как начинают измерять." Д. И. Менделеев.
Предлагаю считать, что:
Материя - всё, что можно измерить.
Пространство и время – атрибуты материи, измеряемые линейкой и часами.
При таком определении материя познаётся и по другим её измеряемым свойствам: массе, температуре, скорости и т.п.
Приветствую!
Постараюсь коротко. Если где-то буду излишне краток - пишите.
Не совсем правильно ставить вопрос познания к собственно понятию. То есть познавать то, с помощью чего осуществляется познание.
Это удобно, для частных случаев, но фактически неопровержимо. Так что, в общем смысле, ничего не показывает.
На мой взгляд, материя - это то, что, по тем или иным причинам невозможно исключить. Априорный информационный минимум: "не знаю,
что это, но знаю,
где это и
как это". И отсюда уже можно вывести понятие времени ("как?", позже - "когда?") и пространства ("где?", позже -"сколько?").
Как можете видеть, осознание материи предшествует и включает в себя и пространство, и время. То есть координаты, необходимые для любых измерений.
Если же руководствоваться Вашим определением, тогда процесс познания становится невозможен: чтобы принять эталон, нужно сформировать его понимание, но чтобы сформировать понимание, требуется процесс познания, которому необходим эталон. Мне видится здесь глубокий бессознательный солипсизм.
