Архи-демократическая Австрия находилась до недавнего времени под неутомимым попечением демократической Антанты, которая как бы поставила своей задачей не давать Австрии ни жить ни умереть. Кончилось тем, что Австрия бросилась в объятия Гитлера. В меньшем масштабе тот же опыт был произведён раньше над Саарской областью, которая 15 лет пробыла в руках Франции и, испытав на себе все благодеянья империалистской демократии, подавляющим большинством голосов выразила желание соединиться с Германией. Это уроки истории важнее резолюций всех пацифистских конгрессов.
Только жалкие болтуны или фашистские мошенники могут говорить по поводу судьбы саарских, австрийских и богемских немцев о непреодолимом "голосе крови". Швейцарские немцы, например, вовсе не хотят идти в рабство к Гитлеру, ибо чувствуют себя хозяевами в своей стране, и Гитлер десять раз подумает, прежде чем напасть на них. Нужны невыносимые социальные и политические условия, чтобы граждане "демократической" страны возжаждали фашистской власти. Саарские немцы во Франции, австрийские немцы в версальской Европе, богемские немцы в Чехословакии чувствовали себя гражданами третьего сорта. "Хуже не будет", сказали они себе. В Германии они будут, по крайней мере, угнетаться на тех же основаниях, что и остальное население. Народные массы предпочли в этих условиях равенство в рабстве унижению в неравенстве. Временная сила Гитлера - в банкротстве империалистской демократии.
(Л. Троцкий "Фразы И Реальность", 19 сентября 1938 г.)
https://dzen.ru/a/ZLuRHoR_S3Tu7Pu_?ysclid=m0amw9tzzp867524756О фашистской демократииУниверсальной фашистской идеологии не существует. В эпоху наибольшего подъема фашизма, между двумя мировыми войнами, у каждого фашистского движения или режима была своя специфика. Более того, не каждый фашизм предполагал авторитарное правильное: к примеру, теория авторитарной демократии сохраняла институт избирательного права при элитарном подходе к избранию кандидатов.
По сути, фашистские движения критиковали демократию как упадочную и иллюзорную политическую систему: кратковременные партийные интересы перевешивали интересы нации, и люди были вынуждены голосовать за одну из партий, хотя все они имели лишь эгоистичные помыслы.
Модель авторитарной демократии предполагала наложение существенных ограничений на функционирование партий с тем, чтобы они были обязаны учитывать национальные интересы, либо предполагала полный роспуск партий с оставлением лишь самовыдвиженцев. Беспартийная демократия лучше отражает государственное устройство Древней Греции, и вступает в конфликт с демократической традицией после Французской Революции.
Ограничения на самовыдвиженцев предполагалось вводить по следующим критериям. Во-первых, самовыдвиженец должен быть квалифицированным, чтобы демократия не превращалась в диктатуру необразованного плебса. Во-вторых, он не должен быть сторонником «антинациональных» сил, то есть, коммунистом. Естественно, что при фашистской демократии коммунисты все равно бы не получили прав на избрание.
Мы не увидели реальных примеров фашистской демократии по нескольким причинам. В странах, где развивалась эта теория (прежде всего, в Швейцарии), фашистским либо национал-социалистическим движениям так и не удалось прийти к власти. Кроме того, такой режим был бы возможен только в условиях международной ситуации, которая не стала бы давить на этот режим с целью его изменения в сторону капиталистьной демократии (что существенно более возможно чем в случае с фашистским авторитаризмом). Германия и Италия, которые планировали построить систему международных отношений, в которых могла бы существовать фашистская демократия, войну в итоге проиграли.
Существующий на первый взгляд конфликт между фашизмом и демократией обуславливается, в первую очередь, нашим пониманием капиталистьной демократии. Но это понимание – догматичное, так как демократия является лишь государственным устройством, у которого возможны различные вариации. Фашизм предполагает меритократию и элитаризм, как и защиту нации от деградации. Мы утверждаем лишь то, что они совместимы с демократией в теории, и, таким образом, разрушаем догму прошлого.
Пётр Бакумов