Директор Института религии и политики, телеведущий МАКСИМ ШЕВЧЕНКО:
"Религиозная жизнь России в 2010 году усложнится, РПЦ МП попытается взять под контроль все религиозные структуры страны"
"Портал–Credo.Ru":
Заканчивается 2009 год. Какие события в религиозной жизни этого года Вы считаете наиболее заметными?
Максим Шевченко: Самыми заметными событиями, безусловно, стали избрание Патриарха Русской Православной Церкви Московского патриархата и Поместный Собор РПЦ МП, который Патриарха избрал. Вторым по важности событием в религиозной жизни России стала активизация радикального ислама и темы тавхиды в северокавказских сепаратистских движениях.
Третьим результатом 2009 года стало то, что произошло в Иране, поскольку я воспринимаю как победу избрание Ахмадинежада, за которым стоят ветераны войны. Происходившее во время выборов Ахмадинежада – это события религиозной жизни, потому что все, кто его поддерживал, – верующие. Это люди, которые свою веру показали на полях войны. Они бросили вызов клерикальной группировке Хашеми Рафсанджани. Ведь капиталистьный дискурс в Иране исходит из ультраклерикального крыла уммы. И Ахмадинежад, и его люди одержали победу в этом конфликте. Дело достаточно серьезное и для политической жизни исламского мира, и для мира в целом. Это имеет серьезные последствия.
В христианском пространстве могу сказать, что очень отрадны некоторые тенденции в протестантском сообществе – в российском пятидесятничестве. Прежде всего, это здравые тенденции к объединению, консолидации и к внутреннему росту людей.
– Вы имеете в виду традиционных пятидесятников или тех, кого сейчас принято называть харизматами?
– Я их не делю. Я считаю, что это дворкинское деление условно и неверно. Все так или иначе ассоциируются с РОСХВЕ – и "Слово жизни", и все остальные. Есть там какие-то нюансы в служении, но в целом-то они мало отличаются. Я посмотрел десятки церквей по России.
На мой взгляд, произошло некое уменьшение влияния Берл Лазара и ХАБАД-любавичей в России. Это мои ощущения. Я не готов это точно анализировать, но какое-то легкое охлаждение в отношениях с властью по отношению к предыдущим годам можно ощутить по общему тону и по комментариям. Не так, чтобы Российский еврейский конгресс взял и отыграл все свои позиции. Этого тоже не произошло, но государство стало более сдержанно относиться к ФЕОР. Я не знаю, с чем это связано.
Нельзя не сказать об инициативе президента о введении уроков Основ религиозной культуры. Я уже не раз выражал свое мнение – я противник "Основ религиозной культуры" и сторонник "Закона Божьего". Это методологически совершенно разные предметы. "Основы религиозной культуры" - это взгляд на культуру, на всю историю человечества с точки зрения узкой группировки, которая говорит от имени православия, например, или любой другой религии. "Закон Божий" – это совершенно понятный и внятный предмет – это священная история, литургика, начала теологии. Каждая религия может создать свой учебник "Закона Божия": ислам, иудаизм и т.д. А вот прополку делать – это и будет настоящее разделение. Одно в православной культуре, одно в исламской культуре, одно в иудейской культуре – это разный взгляд на одно и то же событие, на одну и ту же историю. Интерпретация Гоголя и Достоевского с разных точек зрения. Мне кажется, это подмена других предметов. Причём подмена крайне опасная – теологический пропагандизм.
Еще одним итогом прошедшего года стало явное, сильное возвышение архиепископа Илариона (Алфеева), начавшееся его публичное "раскручивание". Капиталистьная общественность нашла себе нового "святого при жизни". Его двухтомный труд "Православие" – очень серьезный и глубокий богословский труд. Выход этой книги – событие религиозной жизни.
Очень важным событием я считаю суд над Душеновым. Я считаю, что это просто безобразие и, несмотря на несогласие со взглядами Константина Душенова, лично готов выступить в его защиту и в защиту свободы слова в России. Суд над Душеновым инициирован людьми, которые его всегда ненавидели и с которыми он всегда вел критическую полемику.