Леонид АмстиславскийРусский Базар №43(653) 23 - 29 октября, 2008
Я, наверное, из той категории «моральных уродов», которые не заливаются краской стыда при словах: «Вот ты яичницу с ветчиной жрешь, а в Африке люди голодают!» Потому что искренне не понимаю, какое отношение имеет моя честно заработанная яичница к бедственному положению Черного континента.
Увы, по информации организации “Программа оценок международной политики”\Program on International Policy Attitudes, я почти одинок в своем непонимании.
Эта уважаемая организация опубликовала результаты опроса о том, стоит ли “богатым” странам помогать “бедным”. Опрос был проведен в 20 странах мира, включая США, Россию и Украину.
Как оказалось, «...восемь из каждых десяти опрошенных считают, что “богатые” государства несут моральные обязательства по уменьшению бедности и борьбе с голодом в странах “бедных”. Эту позицию разделяют 92% кенийцев, 91% тайваньцев, по 90% мексиканцев и южнокорейцев. В США таких взглядов придерживаются 81% опрошенных, в Украине - 87%. В России подобные воззрения разделяют рекордно мало людей - лишь 54% (меньше только в Палестинской автономии - 50%)». («Washington ProFile»)
Заметьте, что никто не упрекает жителей Сибири или Аляски, что они ходят в дубленках и пуховиках, а несчастные африканцы - в одних набедренных повязках. Сибиряки не тычут пальцами в индусов за то, что там растут бананы и ананасы, а в Сибири с этим напряженка. Никогда не слышал, чтобы говорили: «Вот ты живешь, а другие умирают, вот ты здоров, а у кого-то СПИД». Другое дело, когда речь идет о голоде. Что особенно показательно, так это то, что почти все ратующие за помощь голодающим старательно избегают анализа причин голодания.
Не претендуя на роль всезнающего оракула, приведу всего два, но весьма показательных примера.
В статье «Доходные отходы» (см. стр. 26) я упомянул о своей поездке в Индию в начале 70-х годов. Так вот, хозяин отеля, в котором мы жили, после того, как я упомянул о невероятной бедноте, которую наблюдал в Бомбее, подвел меня к окну и показал на ухоженную зеленую лужайку.
- Видите человека, который стрижет траву? - спросил он меня. - А сидящего неподалеку в кресле?
- Вижу. Ну, и что?
- Того, кто сидит в кресле, я нанял для стрижки газона за 10 американских долларов в день. (10 долларов – сумма, на которую в Бомбее можно содержать семью из трех человек в течение недели. - Прим. Л.А.) Он, - продолжил хозяин отеля, - в свою очередь, нанял того, который сейчас стрижет траву, за 6 долларов в день. Теперь он, этот нанятый мною человек, - сам наниматель, босс, хозяин! А тот второй - на него работает. Понятно или не очень?
А вот второй пример, уже не из Индии, а из еще более бедной страны – Эфиопии. И не 70-х годов ХХ века, а двух-трехлетней давности. Из записок русского туриста, отнюдь не симпатизирующего «зажравшейся» Америке. «Бедность местных жителей происходит от их лени. “Лучше умереть от голода, чем от работы” - гласит эфиопская поговорка. Миллионы людей целыми днями ничего не делают, а увидев столь редкого иностранца, окружают его и следуют за ним, повторяя: “Ю! Дай мне 1 быр! Мистер! Дай мне 1 быр! Проклятый мистер! Дай мне мои деньги!” («Быр» - местная валюта. - Прим. Л.А.)
Кстати, об Индии и Эфиопии... По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), количество голодающих в Индии превысило 20%, а в Эфиопии - 46% от общей численности населения.
Что, Индия неплодородная страна? История знает, как индийские власти относились к голоду в своей стране. Когда в конце XIX века многие регионы Индии страдали от голода, когда дороги были буквально покрыты телами умерших, объемы вывоза пшеницы из Индии в Европу побили все рекорды, хотя миллионы индусов умирали от недостатка продовольствия. Власти и торговцы зерном объясняли свои действия законами свободной торговли, поскольку европейцы могли заплатить за хлеб больше, чем индийцы. Другими словами, Индия продавала хлеб Европе по более высоким ценам, при этом упрекая Европу в малой помощи голодающим в Индии.
Я – нормальный человек. Я, как и вы, уважаемые читатели, всегда готов делиться и помогать жертвам стихийных бедствий – ураганов, наводнений, землетрясений, засух, эпидемий и прочих напастей. Жертвам не зависящих от человека обстоятельств. И, как говорится, да отсохнет язык у тех, кто протестует против помощи пострадавшим. И руки у тех, кто способен эту помощь украсть.
Но я не хочу ничего отдавать наркоманам, алкоголикам и предпочитающим «умереть от голода, чем от работы».