Не "воспринимать всерьёз" тезис о роли географического фактора, особенно климата, в экономике, кому бы ни принадлежал этот тезис, - это, мягко говоря, очень несерьёзно. Ведь А. Паршев не сделал открытия. До него была, например, интересная монография проф. П. Милюкова. Паршев просто обсчитал уже известные процессы и описал полученные цифры ясным и доходчивым языком, понятным всем, у кого мозги не забиты старым пропагандистским мусором. К сожалению, последних - большинство, и в этом вопросе в их число попал и такой серьёзный автор, как А. Свободин. Это затмение мозгов охватило почти всё наше население, а в бывшей КПСС не нашлось ни одного умного человека, который растолковал бы роль климатического фактора кремлёвским старцам. Они и впрямь думали, что "Партия делает всё возможное для наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей советского человека!"
Задолго до книги "Почему Россия не Америка" мне было понятно (но, конечно, не так полно и не в таком систематизированном виде, как это изложил Паршев), что в нашем климате для получения одинаковых с США результатов требуется гораздо больше электроэнергии. Тов. Паршев показал, что это соотношение составляет в среднем 2,5. Для производства единицы товара в США нужна единица энергии; для производства такой же единицы (имеется в виду товар такого же качества) в России нужно 2,5 единицы энергии. При определении целей нашего общества в Третьей Программе КПСС в известную формулу следовало ввести коэффициент: "...плюс 2,5 электрификации всей страны". А сколько же их было на самом деле? Под рукой у меня Ежегодник БСЭ 1986 г., но в оставшиеся годы существования СССР соотношения принципиально не изменились. США при численности населения 239,7 млн. чел. в 1985 г. произвели 2490 млрд. кВт/час электроэнергии, или 10 388 кВт/час на душу, а СССР при численности 278,7 млн. чел. - 1544 млрд. кВт/час, или 5540 кВт/час на душу, т.е. 53,3% от душевой энергообеспеченности в супердержаве-конкуренте. Потребление электроэнергии промышленностью также было не в нашу пользу: 834 млрд. кВт/час в 1983 г. в СССР и 856 в США. Не необходимые 2,5 единицы, а только 0,97. Правда, энергообеспеченность не сводится к одной электроэнергии, но по установленной мощности двигателей внутреннего сгорания США значительно опережали СССР, что ещё более ухудшало суммарное соотношение. Кажется, этим всё сказано, можно спорить, что не 2,5, а 2,0 или 2,75, но это уже детали.
Откуда взять недостающие единицы энергии? Такие материалистические тонкости Свободина не волнуют. "Нельзя воспринимать это всерьёз!" - утверждает сей автор. Хорошо, не будем "воспринимать всерьёз", но как всё же произвести необходимую единицу товара, чем? "Пердячим паром", - говорят в народе. Народ, создавший эту грубоватую поговорку, действительно, смотрел в корень: если нет энергии парового двигателя, то ничем, кроме "хрипа" или "кишки" её заменить нельзя. Для эстетов, которым "кишка" тружеников и её выделения претят, переведём это "Дубинушкой", а для наукообразия скажем "энтузиазм". Иными словами, Свободин полагает, что недостаток энергии можно полностью заменить нематериальными средствами. А как в реальности?
Мне вспоминается одна любопытная аналогия. Покойный Л.Н. Гумилёв показал, что эпохи длительных засух и увлажнений в Великой степи и русской лесостепи находятся в противофазе: когда в Степи идут дождливые годы, пастбища полны травой, табуны - лошадьми, юрты - молодыми сытыми воинами, на Руси - засухи, неурожаи, голод, мор, ослабление. И именно в такие периоды начинаются наступления Степи на Русь. Писатель Владимир Чивилихин, большой патриот, автор знаковой книги "Память", заявил: "Не согласен! При чём тут дожди?! А как же энтузиазм русских князей, дававших отпор Степи?" Вот и Свободин кричит Паршеву: "Не согласен! При чём тут суровость климата?! А как же энтузиазм сталинских пятилеток?"