--
Антисемитизм - это величайшая тайна бытия"
Адин Штейнзальц - раввин, педагог, ученый. Родился в Иерусалиме в 1937 году. Получил традиционное еврейское образование, параллельно изучая математику, физику и химию в Еврейском университете. Почетный доктор ряда университетов Израиля и США. Автор свыше семидесяти книг и сотен статей, относящихся к самым разным областям науки, религии, философии и искусства. Многие из них переведены на английский, немецкий, китайский, русский и другие языки. Адин Штейнзальц основал ряд новаторских учебных заведений и просветительских организаций в Израиле и СНГ, в том числе Институт изучения иудаизма (1990).
На днях он посетил Москву и согласился встретиться с нашим корреспондентом.
- В Израиле, России и других странах мы наблюдаем одну и ту же печальную картину - между евреями нет мира и согласия. Почему это происходит и можно ли это преодолеть?
- Евреев выращивают в индивидуализме. Индивидуализм - это самоценная вещь. Яркой индивидуальности порой бывает трудно понять другую, не менее яркую индивидуальность. Евреи сплочены гораздо меньше, чем другие народы. Им нужно преодолевать разлады, потому что наша сила - в сотрудничестве, кооперации. В значительной степени причиной нашего еврейского индивидуализма стала одна из основ нашей веры - в иудаизме каждый человек несет личную, индивидуальную ответственность за то, что он делает.
- Значит еврейский индивидуализм и наша разобщенность - дело естественное?
- Знаете, если подумать, то брак мужчины и женщины - дело противоестественное. Как они могут жить друг с другом, раз они такие разные? Но ведь, вступая в брак, люди понимают, что им придется научиться понимать друг друга, жить рядом, идти на какие-то компромиссы. И многие живут друг с другом всю жизнь! Значит, могут две яркие индивидуальности найти общий язык? Могут! Когда у них есть достаточно серьезная мотивация для этого. Беда только в том, что мужчина и женщина гораздо более мотивированы, чем два политика…
- Политики нас вообще последнее время не радуют. Характерной чертой уходящего года стали многочисленные антисемитские демарши, в которых принимали участие многие российские политики и общественные деятели…
- Трудно поверить в звериный антисемитизм в России. Процент смешанных браков тут зашкалил за все мыслимые пределы - одно это свидетельствует о том, что национальный антагонизм тут вовсе не всеобщий.
- Как человек местный могу вам сказать, что, несмотря на большое количество смешанных браков, у нас водятся даже такие редкие птицы, как евреи-антисемиты….
- Еврею очень просто перейти в антисемиты - это совсем небольшое изменение в сознании. Как это ни парадоксально, у антисемизима и юдофильльства есть много общего.
И то, и другое - полярные проявления одного и того же иррационального восприятия евреев.
Большая часть человечества полагает, что народ, численность которого составляет не более трети процента всего населения Земного шара, не заслуживает столь уж пристального внимания мировой общественности. Но антисемиты, как, впрочем, и многие юдофилы, убеждены в том, что еврейство играет выдающуюся, даже доминирующую роль в историческом процессе. Среди евреев есть и такие, которые тяготятся своей принадлежностью к еврейскому народу, причем спектр эмоций при этом достаточно широк - от гипертрофированной требовательности к себе и своим соплеменникам до иступленной ненависти к ним, да и к самому себе. Вера в уникальность и избранность нашего народа