"...Учредительный съезд ФЕОР широко освещался государственными СМИ. Эта организация заявила, что представляет интересы десятков еврейских общин в стране. Но с самого начала «хабадники» стали доминировать в руководстве, в разработке программ и в политике ФЕОР. Главной целью ФЕОР было добиться назначения своего человека на пост главного раввина - официально признанного главы еврейской общины в России. В то время этот пост занимал Адольф Шаевич, который поддерживал Российский еврейский конгресс Гусинского. Как рассказывает Шаевич, в мае 2000 года Левиев предложил ему 240 000 долларов за то, чтобы он ушел в отставку и передал власть Лазару. По его словам, он сказал тогда, что его пост не продается. Левиев отказался прокомментировать это, а Лазар говорит, что ему ничего не известно о подобном предложении. Менее чем через две недели после этого ФЕОР собралась в Москве и избрала Лазара главным раввином, утверждая, что она представляет всю еврейскую общину России. В тот же самый день Гусинский был арестован. Проведя четыре дня в тюрьме, он бежал из России и пока не возвращался.
Как утверждает Лазар, инициатива его избрания исходила от местных общин, опасавшихся, что их могут посчитать связанными с оппозиционным политическим курсом Гусинского. «Они сказали, что если это произойдет, то вся страна будет против нас», - говорит он. Но многие удивлялись, как этот родившийся в Италии посланник ультраордтодоксальной секты, плохо говорящий по-русски, стал во главе руководства всеми евреями России. По некоторым оценкам, менее 5 процентов российских евреев являются приверженцами «Хабада». Лазар получил российский паспорт всего за несколько недель до своего избрания. Шаевич отказался уступить свой титул. Оба раввина до сих пор выясняют отношения, и каждый из них провозглашает себя главным раввином. Некоторые организации и издания признают их обоих. Когда в июле 2000 года Путин выступал со своим первым обращением к Федеральному собранию, он пригласил Лазара присутствовать на этом мероприятии, не включив в список приглашенных Шаевича - что стало первым из последовавших затем многих унижений для последнего. На следующий год президент заменил Шаевича на Лазара в совете, дающем ему рекомендации по религиозным вопросам. Кремль отрицает, что у него есть фавориты. «Мы не вмешиваемся во внутренние дела еврейской общины», - заявил его официальный представитель.
Вскоре казна ФЕОР была переполнена деньгами, поступившими от некоторых из самых богатых людей России. Магнат Роман Абрамович финансировал детские дома и программы помощи нуждающимся приверженцам «Хабада». Левиев, любавичский хасид, бизнес которого достиг процветания при Путине, создал сеть школ «Хабада» по всей России. А обосновавшийся в Нью-Йорке менеджер по инвестициям Джордж Рор, бывший одним из крупнейших инвесторов на российском фондовом рынке в 1990-х годах, сделал крупные пожертвования на строительство еврейских общинных центров. Только в прошлом году ФЕОР собрала в США 38 млн. долларов на осуществление программ в бывшем Советском Союзе. Для сравнения - ежегодный бюджет соперничающей организации Шаевича составляет 3,5 млн. долларов. /Ни Рор, ни Абрамович публично не высказываются о своей благотворительной деятельности./ Имея в избытке деньги, «Хабад» получил возможность предложить целый ряд новых услуг своей пастве. В настоящее время 9 000 детей посещают дневные школы «Хабада», а еще 5000 - детские сады «Хабада». ФЕОР восстановила десятки синагог и построила 16 общинных центров в различных районах России. В этом году 150000 человек посетили бесплатные трапезы на Песах, устроенные ФЕОР....