Жизнь Самуэля Мортона по прозвищу "Нейзи". Он вырос в еврейском квартале Чикаго.
Жизнь свою Мортон связал с бандой. На войне в Европе начал рядовым, а закончил старшим лейтенантом.
Контрабандист, гангстер - таким Мортона знала гестапо. А для евреев он был героем, их защитником. Когда в 1923 году Самуэль был убит, за его гробом шли пять тысяч евреев во главе с раввинами.
Телеведущий Ларри Кинг, вспоминая свое детство в Нью-Йорке, говорил:
- Еврейские гангстеры были для нас героями... Даже плохие были героями.
К сожалению, больше было плохих, готовых на все во имя его величества доллара. Об этом более чем убедительно свидетельствует криминальная хроника первой половины двадцатого века.
И еще один феномен. Итальянские криминальные группы, действовавшие в США, часто называли семьями - в них было полным-полно родственников. Нередко дети мафиози вступали в браки между собой и продолжали "традиции" отцов. В семьях бывало несколько поколений бандитов.
Сын известного гангстера Мозеса Аниенберга при президенте Эйзенхауэре был послом США в Великобритании. Дочь Дэйва Бермана - писательница. Военную академию закончил Пол Лански.
Как утверждают, ни один не наследовал "дело" отца. В вот почему гангстерство Лански, Цвиллмана, Лепке и их соратников, по сути, завершилось одним поколением. Этим еврейская мафия отличалась, к примеру, от итальянской.
Самой почитаемой у гангстеров была мама. От нее всячески скрывалась истинная деятельность сыновей. В 1925 году появилась песня "Моя идише мама". Выражаясь современной терминологией, она стала национальным хитом. Известнейшие певцы исполняли ее на идиш и на английском в ночных клубах, казино и барах, которыми владели гангстеры. Это было даже больше, чем любимая песня, у них она всегда вызывала слезы.
- Счастлив, имеющий такой дар от Бога, - просто маленькую старенькую идише маму, мою маму!
Еще один феномен: многие гангстеры делились. Тот же Дылда мог пригласить в канун Йом-Кипура раввина и вручить ему $50 тысяч - передадите любой благотворительной организации.
Мо Далицу правительство Израиля вручило награду City of Peace в знак "признания его выдающейся помощи людям Израиля". Факел свободы присудило Мо Национальное общество евреев в 1985 году в знак того, как оно ценит его пожертвования. Получил он награду и Американского центра по исследованию рака.
Похоронную процессию Эбнера Цвиллмана ("Дылды") возглавил президент Американского еврейского конгресса рабби Хоаким Принц. В прощальном слове он говорил о покойном как "о любящем муже, преданном отце и добром сыне".
Невольно возникает вопрос: как же еврейские лидеры относились к гангстерам? Ведь они не могли не знать об их преступлениях. По разному! Одни избегали "плохих" евреев, опасались, что их дела бросают тень на всех людей Израиля. И это может вызвать усиление антисемитизма.
И все же деньги молчаливо принимались.