Помимо особого раздела Мишны о законах чистоты — Тохорот (12 трактатов), им посвящены фрагменты в многих трактатах Талмуда. Талмуд подчеркивает ритуальное значение гигиены, рассматривая тело как священный сосуд, вмещающий Божественный дух (Лев. Р. 34:3), а обязательное омовение лица, рук и ног — как форму почитания Творца (Шаб. 50б), связывает святость человека с чистотой его тела и окружения. В нем указаны количество и качество воды, необходимой для ритуального омовения, содержится указание о мытье рук до и после трапезы (Хул. 105а–107а) и наставления по уходу за зубами (Шаб. 111a и другие). Талмуд подчеркивает значение чистоплотности и опрятности, осуждает мудрецов, небрежно относящихся к своей одежде и обуви (Шаб. 114а).
Предписания Талмуда о сохранении чистоты окружающей среды, например, о расположении свалок, дубилен и кладбищ на строго определенном минимальном расстоянии от жилищ, близки к современным требованиям экологии (ББ. 2:8–9). Улицы и базарные площади Иерусалима должны подметаться ежедневно (БМ. 26а); ученым запрещается жить в городе, где нет бани и лекаря (Санх. 17б). Покойников следует хоронить в день смерти, кратковременная отсрочка похорон допустима лишь в особых случаях (Санх. 47а).
Средневековые кодификаторы (см. Кодификация закона) Галахи, дополнив предписания Талмуда рядом новых ритуальных установлений, вместе с тем во многом приблизились к современным требованиям гигиены. Так, наряду с запретом произносить бенедикцию или молитву без предварительного омовения рук после отправления естественных надобностей или после прикосновения к обычно закрытой части тела (Ш. Ар. О. Х. 92:1, 4, 6), они утвердили обязательность мытья рук после сна, после надевания и снимания обуви, стрижки ногтей, супружеской близости, а также после прикосновения к трупу, посещения кладбища и т. д. (там же, 4:18). Особое внимание уделялось мытью рук до и после еды (там же, 158–165, 181).