Ученик св.Иосифа Волоцкого – Вассиан Патрикеев стал непримиримым противником св.Иосифа Волоцкого. В 1512 г. произошло первое открытое их столкновение В то время. как Иосиф считал нормой сжигать и пытать еретиков, Вассиан Патрикеев указывал, что это противоречит самой сути христианской веры, которая есть любовь к ближнему. Также Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни всей русской Церкви. Вопрос о том, что Церковь не имеет права владеть селами и землей, поднимался Вассианом как самый главный. Основываясь на этом тезисе, Вассиан Патрикеев призывал к церковной реформе. Он требовал, чтобы монастыри отказались от земельных владений, а их управление передали в руки белого духовенства. В «Собрании», полемизируя с «Докладом собора 1503 г.» (защищавшим монастырское вотчиновладение), Вассиан Патрикеев призывал иноков «сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаясь своими руками». Свою точку зрения он обосновывал ссылками на Евангелие и образ жизни первых создателей монастырей. Резко отрицательно относился он и к тому, что монастыри владеют крепостными («порабощают крестьян — братьев»). Едва ли положение современных гастарбайтеров, за мизерную плату строящих сейчас храмы по всей России, многим лучше положения крепостных.
Обладание селами, - учил Вассиан Патрикеев, - влечет монахов к порокам, противным духу евангельскому. «Входя в монастырь, - говорил он, - мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностию, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими людьми за долги, даваемые в лихву, или с соседями за межи сел и мест, тогда как апостол Павел укорял коринфян, людей мирских, а не иноков, за то, что они ведут между собой тяжбы. Наладить хорошие отношения с местной администрацией вместо того, чтобы обличать пороки власть имущих - также стало признаком хорошего тона в РПЦ. Конечно, иначе кто же подбросит «в пожертвование» стройматериалы на строительство того же храма? Вот так и вышло, что никак на Руси не воплотится в жизнь Христов принцип «Богу – Божье, кесарю- кесарево», а сама РПЦ все больше превращается в идеологический отдел «Единой России».
Нет никаких сомнений, что несметные богатства свалившиеся распоряжением правительства на современную РПЦ также вовлекут ее в бизнес со всеми причитающимися атрибутами: алчностью, лихоимством, «кидаловым» и т.п. Эксперты не исключают, что Церковь, получая землю в собственность, начнет использовать ее в отнюдь не Богоугодных, а в чисто коммерческих целях. Никаких гарантий, что современная РПЦ сможет уберечь себя от мирских соблазнов, связанных с коммерческой эксплуатацией недвижимости, лучше тех церковников, которых бичевал еще Вассиан Патрикеев. По сравнению с царскими временами все стало только гораздо хуже, особенно учитывая проникший в советские времена в Церковь дух компромисса с миром. Это касается не только стукачества и пресмыкательства перед светской властью, характерных для нераскаянного до сих пор греха «сергианства». Но и современных экономических, административных и идеологических неразмывно-дружеских отношений церкви и государства. Где уже практически невозможно отделить где Божье, а где – кесарево.
Победа иосифлянства над нестяжателями тяжелейшим образом отразилась на всей последующей истории Русской Церкви. В наши дни проблема возрождения принципов св.Нила Сорского, св.Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других лучших представителей православной мысли, призывавших Церковь к служению Богу, а не маммоне, является более чем актуальной. Однако пока возобладали другие, прямо противоположные принципы. Как заявил на днях митрополит Кирилл (Гундяев): «грех не в богатстве, а в пристрастии к нему». Только вот как отделить одно от другого, он к сожалению стремительно обогащающимся церковникам-бизнесменам, не объяснил. Так что – богатейте на здоровье. Только как все это соотносится с заповедями Христа? Одна из которых гласит: «не собирайте себе сокровищ на земле, но на небе. Ибо где сокровище ваше, там и душа ваша будет».
Так что прежде, чем объявлять «сумасшедшими» последователей схимонаха Максима замуровавших в себя в Пензенской глубинке, давайте подумаем о том – не безумие ли копить богатства на земле и еще даже выдавать это за служение Богу?
Сергей Путилов, обозреватель Uusikotimaa
Источник: Evangelie.ru
[19.11.2007]