Из "Последней гимназии" (
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ) чётко видно, что Сашка Пыльников = Павел Ольховский бесконечно организовывал ребят для поправки / для перевоспитания неразумного Вити. Но Викниксора лишь бесило, что "яйца пытаются учить курицу". Да, дело не в том: удалось ли или не удалось Викниксору перевоспитать подопечных, а дело в том, что Саше Пыльникову = Павлу Ольховскому НЕ удалось перевоспитать Викниксора.
Подростка Георгия Ионина к качественным перевоспитателям Викниксора отнести нельзя: нравственная неустойчивость Иошки как была, так и осталась, то бишь, шараханья Иошки, - этого любителя напиться, - от крутой комсомольскости до беспардонной чуть ли ни уголовности и чуть ли ни фашизма - в "Последней гимназии" весьма заметны...
Значит, 1-е: я, ZT, на основании "Последней гимназии" всерьёз утверждаю и подчёркиваю, что в Шкиде на 100% качественным воспитателем был один единственный человечек: подросток Саша Пыльников = Павел Ольховский.
Значит, 2-е: роман о Шкиде "Последняя гимназия" написан вовсе не воспитанником Шкиды, а её (Шкиды) не штатным, но реальным воспитателем.
У Самуила Яковлевича Маршака и прочих восхвалителей эпическое: выпускники Шкиды становились писателями, редакторами, режиссерами, агрономами...
Если из, скажем, 200-т выпускников учреждения N - 3 стали писателями, 2 артистами, 4 инженерами, а 75 - прошли тюрьмы, 12 расстреляны за бандитизм, 44 истлели в ночлежках и под заборами, то всё равно про такое N-учреждение можно в духе С.Я. Маршака этак эпически утверждать: выпускники учреждения N становились писателями, артистами, инженерами... И действительно: 3 стали писателями, 2 артистами, 4 инженерами.
Павел Григорьевич Ольховский в своей "Последней гимназии" об этом писал так. -
[...]
Выбились в люди единицы, а пропали десятки...
Шкида расчитывалась на отборных учеников, и для этого Викниксор бродил по всем распределителям города и отбирал для себя способных ребят. Но при полном отсутствии производственно-трудовой базы, при резко-противоположных устремлениях воспитателей и учеников ("тутеры и комсомол"), Шкида — эта последняя гимназия с "классическим" образованием, со всевозможными педагогическими ухищрениями — экзекуциями-штрафами, разрядами, изоляторами — неизбежно должна была крахнуть.
Распад Юнкома был началом конца...
Когда же один за другими все способные ученики были повышиблены, а на их место пришло обычное ребячье сырье из реформаториев, детских тюрем, распределителей — ясно стало, что работать старыми методами нельзя, нельзя делать из ребят паразитов и приучать их к сознанию этого.
Но в том-то и дело, что Шкида, построенная по буржуазным канонам и приемам буржуазной школы, не в силах была переродиться, и надо было строить школу сначала.
После ухода Викниксора в Шкиде была произведена коренная ломка всего уклада. Одна за другой открывались мастерские. Понемногу начали учить ребят ремеслу, плотничать, сапожничать, точить, переплетничать. Знали (а если не знали, то тем еще лучше), что там в жизни — у станка, на заводе, в конторе или за прилавком — там шкидец выправится лучше, втянется в работу: нужно только подготовить его к этому, а для того нужно приучить к труду, заставить полюбить его, чтобы меньше стало пропадать лишних человеческих жизней, меньше уходило из школы на дно, а больше тянуться вперед к работе, чтобы если не
Стр.256
гении выходили, не писатели, режиссеры, учителя, — выходили столяры, плотники, переплетчики — выправившиеся люди.
Но и теперь не надо преуменьшать трудностей, не надо закрывать глаза на недостатки. Их много, очень много в системе воспитания и в новой Шкиде. Здесь много чего еще надо сделать, еще много трудностей надо преодолеть в борьбе за подлинно-трудовое социальное воспитание. Но путь выбран правильный и он приведет к верной цели.
А в детдом старого шкидского типа надо забить крепкий осиновый клин, и чем скорее это сделать тем лучше.
ZT. Конец романа.