Умничанья Викниксора – на помойку!
В: Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения М. 1991. : Викниксор, "Школа им. Достоевского": .. Суворовская "наука побеждать", знаменитые правила: "глазомер, быстрота и натиск", "тяжело в учении - легко в походе" и, наконец, уважение Суворова к личности солдата - все это теперь, когда я стал учителем и принялся штудировать сочинения по педагогике и методике, преломилось у меня в то, что можно назвать суворовской педагогикой ..
ZT. Почему у Викниксора "Суворовские" установки?, Что это за нелепое и методически вредное спутывание педагогики с войной ?
Судя по "Последней гимназии" Ольховского и Евстафьева (
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc) Викниксор в общении с ребятами весьма часто проявлял себя как форменный Скалозуб, Держиморда, солдатофон, - в это, значит, весьма часто и выливалась его (Викниксора) так называемая (и пресловутая) "Суворовская педагогика" ..
А названье-то (ярлык, этикетку) на свою педагогику Викниксор нацепил эффектную. И многие "доценты с кандидатами" на это словились: замечательная "теория" (ведь Суворовская!), замечательная "система" (ведь Суворовская!).
А.С. Макаренко именовал это - любовью к словечкам = порабощением словечками.
Но кроме того, как и у И.П. Иванова (
http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm ), это ведь "успокоение на сквозном": без продумывания и правильного построения всех этажей структурного. Викниктор за смелость, за решительность в действиях, и это правильно, но это то, что требуется для успеха всегда, везде и во всём. Даже: "В любви надо действовать смело / Задачи решать самому .." (из давней популярной песенки). Но: ставка только и лишь на это предстанет очередной (Н+1-ой) вариацией "шапками закидаем!" с соответствующим итоговым "усаживанием в лужу", что и случилось с нашим пресловутым Викниксором (
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ).
К теме о будто бы всеспасательности неких "пропиточных" (сквозных) энтелехий, скажем, хрЮстианского и с-л-соловечиковского толку: "любить, а любовь сама ..", но не только. -
Литературная газета 24.03.1951. С.А. Калабалин. Антон Семенович Макаренко никогда не предлагал никакой .. сыворотки, впрыснув которую в любое детское учреждение, страдающее беспорядком, немедленно
[ZT. да хоть и медленно, не важно]
сделаешь его хорошим ..
ZT. Это относится, конечно, и к, так сказать, впрыске в действия педагога / педагогов "суворовской решительности" Викниксора, или же, допустим, к впрыскиванию в учреждение "всеспасательной" энтелехной сыворотки святошно-потустронних разглагольствований религиозных святош.
Плохое в структуре жизни исправляется не пропиткой всего и вся каким-то всеспасательным энтелехным, допустим, Сухомлинского многоводянистого толка (
http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ), плохое в структуре жизни исправляется и не (повторяю) святошно-тусторонним, но исправляется оно с опорой, и при помощи, и посредством хороших и здоровых частей естественно земной = сю-сторонней жизни.
Конкретней. - В воспитании под-структурное налаживается и собственно оптимизацией этой структуры, и: правильно поставленным над-ним-структурным.
В педагогике воспитания на 90% всё действительно решает лишь правильное структурное.
Молекула не есть аддитивная куча-мала атомов. Любая физическо-механическая определенность (любой физическо-механический "файл") не есть аддитивная куча-мала молекул. Любой подорган в организме тоже, конечно, не есть аддитивная куча-мала молекул. И т.д.
И вот. - Любое "мышление" и любое "учение" = любое умничанье без такового-указанного структурного понимания - следует при встрече сразу отметать на помойку.
Но в умничаньях Игоря Петровича Иванова, и в "суворовских" умничаньях Викниксора, и в двух и более тысячелетних умничаньях любых клерикалов именно вот всегда и отсутствовало, и до сю отсутствует, выше и ниже указанное тут структурное понимание.
И следовательно: все таковые по роду умничанья следует, - при встрече, - не только лишь "сбрасывать с парохода современности", но просто и решительно, - при встрече, - отметать на помойку...
Правильное сквозное, - то, что А.С. Макаренко именовал составляющими тона и духа учреждения, - важно, очень важно; но без учения о структурных составляющих - педагоги и педагогика (воспитания) почти ничто...
А.С. Макаренко примерно в 1922 .. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах. И если все-таки что-то получалось из наших детей, то только потому, что вообще из ребенка что-то должно получиться, и потому, что вообще в жизни больше хорошего, чем плохого (т.1, М.1983, с.13).
Главный тезис А.С. Макаренко звучит так: "Только организация школы как [ZT. по-макаренковски военизированного] хозяйства сделает её воспитывающей" (там же, с.11).