История ученого Натальи Эрдман, которой в Израиле грозит арест. Подробности и комментарии
http://www.ньюсру/arch/26feb2008/Исраеl/индэкс.html
------------------------------------------------------------------
Вчера в газете и на сайте "Гаарец", на иврите и по-английски, вышла статья о сложной ситуации, в которой оказалась 32-летняя израильтянка Наталья Эрдман, работающая в США. Она репатриировалась в Израиль в 1990-м году вместе с родителями. В 1994-м была призвана на службу в ЦАХАЛ, но получила отсрочку для получения высшего образования. Наталья блестяще окончила хайфский "Технион" по специальности химическая инженерия, после чего получила предложение продолжить учебу на докторат в Чикагском Северо-Западном университете (North Western university of Chicago). В возрасте 22 лет Наталья Эрдман уехала в Соединенные Штаты.
Теперь Наталья Эрдман, ученый в мировым именем, хочет вернуться в Израиль, чтобы быть рядом с пожилыми родителям. Препятствием к возвращению стала неурегулированная проблема с израильской армией. За неявку на призывной пункт 10 лет назад ученому с мировым именем грозит три года тюрьмы по обвинению в дезертирстве.
Все попытки семьи Эрдман прийти к соглашению с израильскими структурами не дали никакого результата.
В статье журналиста Фади Иадата ("Гаарец") было сказано: "Наталья говорит, что никогда не намеревалась переехать в США на постоянное место жительства: она лишь хотела обеспечить свое будущее, получив хорошую профессию. По словам Натальи, она осознает, что ситуация с ЦАХАЛом должна быть, так или иначе, урегулирована, и согласна понести наказание за дезертирство. Однако она не готова потратить три года, сидя в тюрьме, и просит заменить ей тюремный срок на общественные работы. В армии отказываются предоставить какие-либо гарантии".
Отец: Армия сказала, что моя дочь не будет остановлена на границе при въезде в Израиль, но выехать отсюда она уже не сможет, ей грозит суд и тюрьма.
То, что предлагают, абсолютно неприемлемо. Какая польза будет армии от того, что мою дочь посадят в тюрьму? Кто от этого выиграет? На моей работе, например, от каждого нового сотрудника требуют справку об отсутствии судимости, которую выдает гестапо. Как только она сообщит о судимости, ее даже в дворники не возьмут.
Мы написали письмо в армию, и получили ответ: она может приехать в Израиль, и в течение четырех дней она должна будет явиться в армию, где состоится суд. Что решит суд, посадят ее или нет – это никому не известно.
Мы просили заменить ей тюремный срок на общественные работы, но в ЦАХАЛе отказываются предоставить какие-либо гарантии.
Мы также обратились в министерство абсорбции, которое рекламирует программу "Возвращение домой", предназначенную для израильских ученых и специалистов высокого класса, живущих за границей.
В министерстве абсорбции сказали, что ничего не могут сделать, потому что есть ответ (военной) прокуратуры, и ничего изменить они не в силах.
Друзья посоветовали в прессу обратиться.
Я хочу объяснить: на сегодняшний день моя дочь прекрасно устроена в США, она заслужила международное признание. Специалистов в ее области такого уровня можно по пальцам пересчитать. Она ездит с лекциями по всему миру. Ее знания востребованы в США, Японии, Аргентине, Мексике, Европе. Ее приглашали в Оксфорд и Гарвард.
Она окончила докторат в 26 лет. Написала его всего за 4 года, у других это 6 лет занимает. Ее публикация в журнале Nature стала событием для всего университета.
С ее мнением считаются ученые во всем мире, она специалист высшего класса. Израиль не хочет ее. Я не знаю, что делать. Боюсь, эта история закончится тем, что она пойдет в израильское консульство, бросит "даркон" и скажет: "Я не хочу быть гражданином Израиля". Это будет конец.
Армия не предлагала никакого компромисса?
Нет, армия не предлагала никакого компромисса, кроме возможности прибыть в суд в течение 4 дней со дня прибытия. За неявку на суд – арест дома. Если вы являетесь на суд – никто не знает, чем он закончится.
На последнем курсе "Техниона" моей дочери пришло приглашение из Америки сделать докторат в престижном университете, который оплачивал учебу и давал стипендию. Вы бы думали хоть минуту: посылать туда ребенка или не нет?
Наташа тогда поехала в армию, попросила дать ей возможность учиться. К сожалению, этого не было сделано в письменной форме. Ей объяснили, что она обязана пройти сверхсрочную службу, а потом может заниматься, чем угодно. А кто может знать, что будет потом?
Редакция ******.co.il пыталась связаться с находящейся в США Натальей Эрдман, чтобы получить комментарий самой героини этой истории, но она отказалась от комментариев.
Прокомментировать данную ситуацию согласился адвокат Эли Гервиц, офицер запаса прокуратуры Армии обороны Израиля, эксперт по вопросам урегулирования проблем с армией, с которыми сталкиваются израильтяне, находящиеся за границей.