Для реализации иммунитета, предусмотренного для судов с гуманитарными грузами, участникам флотилии было предложено пройти обязательный в подобных случаях досмотр в морском порту города Ашдод и отправить гуманитарный груз в сектор Газа по суше, с возможностью контроля доставки со стороны наблюдателей и журналистов, прибывших на судах флотилии.
В предупреждении, сделанном с борта одного из ракетных катеров в адрес конвоя с требованием не приближаться к Газе, сказано: "Если вы проигнорируете этот приказ и войдёте на заблокированную территорию, израильский флот будет вынужден принять все необходимые меры для обеспечения этой блокады".
Подчеркнем, что декларированная цель флотилии - доставка груза, - предусматривает обязанность для стороны, доставляющей груз, выяснить у контролирующей стороны перечень разрешенных грузов. Государство Израиль предоставило флотилии право на получение гарантий доставки, включая контроль со стороны наблюдателей. Подчеркнем, что вопреки декларации о целях "миротворцев" – доставка гуманитарного груза, - в составе флотилии был круизный теплоход Mavi Marmara, не имеющий грузовых трюмов, помимо служащих для запасов провианта и пресной воды для пассажиров и команды.
Укажем также, что доставка цемента осуществляется только в соответствии с заказом с приложением документов и разрешений, необходимых для возведения соответствующего гражданского сооружения. Нужно ли говорить, что и этим правилом грузоотправитель пренебрег. Между тем строительные материалы в контексте нашего обзора являются грузом "двойного назначения",так как служат для создания и расширения "туннельной инфраструктуры", обеспечивающей контрабанду оружия в сектор Газа. "Руководство Сан-Ремо" (п.120) предусматривает, что Нейтральное судно освобождается от применения к нему права на осмотр и обыск, если удовлетворены следующие условия:
a) судно следует в нейтральный порт;
b) судно конвоируется нейтральным военным кораблем той же национальности или нейтральным военным кораблем государства, с которым государство, чей флаг несет торговое судно, заключило соглашение о таком конвоировании;
c) государство, под флагом которого следует нейтральный военный корабль, гарантирует, что нейтральное торговое судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом, и
d) командир нейтрального военного корабля предоставит по запросу командира перехватывающего военного корабля или военного летательного аппарата воюющего государства всю касающуюся характера торгового судна и его груза информацию, которую в противном случае можно было бы получить путем осмотра и обыска.
Помимо мер общего уведомления 31.05.10 Государством Израиль были предприняты и задокументированы уведомления специальные (адресного характера, - капитанам судов печально прославленной флотилии,) которая, впрочем, заблаговременно известила мир о намерении прорвать блокаду. Представительница гуманитарного конвоя Хуваида Арраф заявила: "Мы твёрдо намерены идти в Газу - несмотря на запугивания и угрозы насилия. Они вынуждены будут силой остановить нас".
В соответствии с 5.1.2 (3) Хельсинских принципов о морском нейтралитете, суда, выступающие под флагом нейтрального государства, могут подвергнуться захвату, если существует опасение, что они транспортируют контрабандные грузы или нарушают блокаду, и после надлежащего предупреждения они в явной форме препятствуют досмотру или отказываются остановиться.
Не следует упускать из поля зрения тот факт, что судно, оказавшее сопротивление и спровоцировавшее инцидент, использовало флаг Коморры, при этом оператором выступала Turkiye Denizcilik Isletmeleri Denizyollari Isletmesi Mudurlugu. В соответствии с положением, установленным Конвенцией ООН "об условиях регистрации судов" (Женева, 07.02.1986), предоставление судну национальности и права плавания под флагом конкретного государства является ключевым моментом в процессе регистрации судна.
Заметим, никто из сторон, освещающих трагический инцидент, не затруднил себя выяснением вопросов, связанных с национальностью и флагом судна, хотя ими определяется ответственность в связи с отказом от соблюдения режима блокады как перед Государством Израиль, так и перед отдельными лицами, а также ответственность за нападение на военнослужащих, контролирующих блокируемую зону со стороны участников флотилии.