Палестинские беженцы. История лжи.
Жизнь палестинских беженцев в арабских государствах ужасна. Находятся на положении "касты неприкасаемых". Бесправие, отсутствие элементарных бытовых условий.
I. Исход.
Палестинцев увидел я впервые в Осло у здания парламента (норв. Stortinget) в апреле 2011 года. Подумал: кого-то бьют и те визжат. Оказалось - антиизраильский митинг. Развивались флаги Палестинской автономии и Королевства Норвегии. Транспаранты с надписями: "Бойкот Израилю", "Евреи вон из Палестины" и просто оскорблениями.
Вместе с молодыми палестинцами, в числе беснующихся, выделялись представители молодежного движения БЛИТЦ. Девушки в грязных колготках с выкрашенными в разные цвета волосами. Парни в рваных джинсах. В состоянии транса дико кричали, рвали и жгли бумажные постеры со звездами Давида.
Чувствовалась молчаливая поддержка властей творящейся вакханалии. То, что Норвегия - антисемитская "помойка", узнал я позже. Евреев здесь не более 1500 человек. Национальность свою не афишируют. Быть евреем в стране фьордов и троллей - опасно для жизни и здоровья. Поэтому антисемитский шабаш у стортинга явлением был обычным.
Комично выглядели плакаты протестующих. Призывы сражения с сионизмом на них шли вперемешку с требованием предоставления палестинцам убежища в Норвегии. Борьбу за "Свободную Палестину" арабская молодежь жаждала вести в сытой Скандинавии. Удивительная правда о палестинских беженцах открылась для меня спустя месяц пребывания в Норвегии.
В небольшом норвежском городке Рьюкан познакомился я с Исмаилом, палестинским арабом. Услышал от него историю беженцев. Ничего похожего на сложившийся стереотип: "злодеи евреи" и "бедные арабы". Родственники Исмаила покинули Палестину в период первой арабо-израильской войны 1948 года.
- Уходить с Палестины не хотели. Но оставаться не могли, их могли убить. Поэтому ушли в Иорданию", - рассказывал мне Исмаил.
- Убили бы евреи? - спросил я его.
- Нет. Евреи просили остаться. Могли убить свои. Считали остающихся предателями.
Действительно, добровольно уходили не все. Врагами называли тех, кто не хотел покидать свои жилища. Верховный арабский комитет (руководящий орган палестинских арабов в 1948-м) заставлял арабов из Яффо, Иерусалима, Хайфы и других городов бросать свои дома "до тех пор, пока евреи не будут уничтожены". Ослушавшихся объявляли изменниками и жестоко с ними расправлялись. Не щадили никого.
Причина объяснима. Иорданская газета "Палестина" в 1949-м писала: "Арабские государства подстрекали палестинцев временно оставить свои дома, чтобы не мешать вторжению арабских армий".
В победе над Израилем не сомневались. Еще бы. Против 700 тысяч евреев в 1948 году выступили арабские государства численностью населения более 50 миллионов человек. Сирия, Ливан, Египет, Трансиордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен. Война казалась быстрой и победоносной. "Сиденье" палестинцев в ожидании возвращения домой предполагалось кратким.
Но "гладко была на бумаге". Уничтожить Израиль не вышло ни в первой, ни в последующих войнах. Палестинцы остались там, где их не ждали как гостей долгих: у соседей-арабов. Около 600 тысяч палестинских арабов обрекли себя на скитания за время арабо-израильских войн 1948 и 1967 года. В настоящее время количество палестинских беженцев составляет около 4,7 млн. человек. Цифра увеличилась за счет рождаемости и передачи статуса от родителей к детям.
Вина "вождей" палестинцев и арабских стран в сложившейся ситуации очевидна. Редкое, делающее честь, признание Халеда аль Азама, бывшего сирийского премьер-министра: "Мы привели беженцев к катастрофе, призывая их покинуть свои дома".
Жизнь палестинских беженцев в арабских государствах ужасна. Находятся на положении "касты неприкасаемых". Бесправие, отсутствие элементарных бытовых условий. Стать гражданами стран проживания они не могут (исключение - Иордания). Нет медицинского обслуживания, нет работы. У большой части палестинцев отсутствуют документы.
Любопытный факт. Израиль длительное время ответственным за беженцев не называли даже палестинцы. Вот что говорил Эмиль Гури, секретарь Верховного арабского комитета в 1948 году: "Не хочу никого обвинять, хочу лишь помочь беженцам. Положение, в котором они оказались - непосредственный результат действий арабских стран, выступивших против разделения и создания еврейского государства. Арабские государства единодушно согласились с этой политикой, и они обязаны участвовать в решении проблемы".