>>>
Именно из-за этого уезжают за границу настоящие ученые, которые гонятся не столько за зарплатами, а за возможностью работать в полную силу, что составляет для них смысл существования.
Термин «стеклянный потолок» появился в Израиле, когда русскоязычные израильтяне – те, кто приехал из стран бывшего СНГ, – не могли пробиться в науке, искусстве, политике. Возможности видны, но недостижимы.
- Стас, насколько распространено явление «стеклянного потолка» в Израиле?
- К сожалению, это явление достаточно ощутимо в Израиле. В нашей стране развита своеобразная форма протекции, получившая в народе яркое определение «витамин Р. (пи)». Он «прописывается» людьми, имеющими определенное положение и влияние в обществе, тем, кто ходил с ними в детский сад, в школу, кто служил в одном армейском подразделении, кто знаком по годам учебы в институте. Бывшему однокашнику влиятельного человека или тому, у кого широкий круг таких знакомых, гораздо легче идти по жизни, чем прокладывать свой путь репатрианту – вне зависимости от количества прожитых в Израиле лет: одинаково непросто, как прибывшим в страну в 70-е, так и в 90-е годы, преодолевать преграды и барьеры, доказывая свою состоятельность.
- Чем характерно явление «стеклянного потолка» для «русской улицы»?
- Какую сферу не затронешь, показатели одинаковы. Например, в Израиль прибыло огромное количество инженеров, выпускников ВУЗов бывшего Советского Союза, грамотных специалистов. Стал ли хоть один из них генеральным директором серьезного производства? В лучшем случае эти люди трудоустроились на технические должности.
Та же картина с мастерами сцены, музыкантами милостью Божьей. Некоторые из них получили места в профессиональных оркестрах, но стал ли хоть один из них дирижером такого оркестра?
Ряд военных офицеров достиг определенной высоты, но дали ли кому-либо возможность дорасти до чина генерала?
Обратимся к структурам госучреждений: всего два процента русскоязычных специалистов занимает более-менее приличные должности, в то время как русскоязычные граждане составляют 20 процентов населения страны.
Такие показатели дают повод сделать вывод, что перед репатриантами выстраиваются барьеры, которые не дают им возможность продвигаться в управленческой иерархии любой структуры.
- Почему об этом умалчивает ивритоязычная пресса, которая в Израиле – «четвертая власть» в большей степени, чем во многих странах? Почему в средствах массовой информации социальные темы русскоязычных репатриантов поднимаются, в основном, в связи со скандалами, преступлениями, с другой негативной подоплекой?
- Подобные тенденции характерны не только относительно «русской улицы». Мы живем в крайне расистской стране, но расизм проявляется не по отношению к «русским», «эфиопам» и т.д. Израильский расизм действует по формуле «Нам чуждо все чужое». Говоря «нам», я имею в виду и себя, потому что живу в стране две трети своих лет.
Стас Мисежников.
У евреев ярко выраженный протекционизм "своих" и дискриминация не "своих" это сильно действует даже в еврейской среде Израиля, государства евреев, где евреев 75 процентов населения.
Если евреи находятся в нееврейской среде, как например в России, то понятно что при возможности идёт протекционизм евреев и дискриминация неевреев. Естественно, что между евреями тоже идёт определённая конкурентная борьба, но евреи достаточно единым фронтом выступают против неевреев. Эта одна из причин почему евреев непропорционально много среди выпускников вузов, среди преподавателей вузов, среди научных работников.