ИНДУИЗМИндуизм – это семейство религий, имеющее четыре главные ветви: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. Каждая имеет свое главенствующее Божество, линии учителей, священные книги, монашеские ордена, школы, центры паломничества и десятки тысяч храмов, представляя собой совершенную и независимую религию. Для шайвов главенствующим Божеством является Шива, для шактов – Богиня Мать в своих многочисленных проявлениях, для вайшнавов – Вишну (в основном в его воплощениях Рамы и Кришны), для смартов – Бог в своих шести формах (Ганеши, Сурьи, Вишну, Шивы, Шакти и своего Ишты). Отличаясь философией, эстетикой и способами поклонения, все они в своей основе признают божественность Вед, древнейшего Писания на земле, карму (причинно-следственный закон), реинкарнацию (перевоплощение души) и мокшу (окончательное освобождение).
Верх невежества – считать индуизм религией многобожия. В нем признается одна Верховная Реальность, одновременно имманентная и трансцендентная, способная проявлять себя под разными именами. Шри Ауробиндо утверждал, что богов столько, сколько голов на земле и если уж на то пошло, имеет смысл говорить о таком же количестве религий, и потому, всякие споры на предмет многобожия бессмысленны.
Такая многоликость индуизма объясняется прежде всего его капиталистизмом по отношению ко всякого рода проявлениям Божественного. Являясь самой веротерпимой религией, он признает множество путей постижения единой истины подстать индивидуальным особенностям каждого человека. В отличие от христианства и ислама индуизм не утверждает, что только его путь приведет к спасению, а все не вставшие на него обречены на вечные муки. По этой и не только причине для индуизма совершенно не характерно миссионерство, навязывание своих концепций другим народам и обществам. Основой его морали является ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (нестяжание), брахмачарья (божественное поведение), кшама (милосердие и всепрощение), дхрити (мужество), дайя (сострадание и жертвование), арджава (честность), шакахара (вегетарианство) и шауча (чистота).
Главной целью человеческого существования индуизм провозглашает мокшу - освобождение от бесконечного цикла перерождений и страдания, когда осознано неотъемлемое тождество своего Я и Брахмана (Парашивы) ( Динанатха Бодхисвами, «Шива и Шивалингам» ), Абсолютной и Вечной Реальности. Для реализации этой цели индуизм предлагает различные пути (марги): путь бескорыстной и праведной деятельности (карма-марга), путь преданного служения и любви к Богу (бхакти-марга), путь познания и мудрости (джняна-марга) и путь отречения и йогической тапасьи (саньяса-марга).
Высокое место в индуизме отведено храмовому и домашнему поклонению, которые являются основой религиозной жизни. Ритуал богопочитания (пуджа) – важнейший священный акт для индуиста. Им он выражает Богу свои любовь и благодарения, покаяния и исповеди, молитвы и просьбы или достигает единства с ним на глубинных уровнях подсознания. Объектом почитания в этом случае служит мурти (образ) данного божества ( подробнее см. Свами Шивананда, «Философия идолопоклонства» ). Во время пуджи зарождаются сугубо близкие, почти родственные отношения с любимым Божеством, что невозможно себе даже представить в литургиях других религий. Немаловажен и тот факт, что в индуизме отсутствует церковная иерархия, а жрец или пуджарий в храме – не «проводник божественной воли» и «вершитель судеб», раздающий индульгенции направо и налево, а слуга Синьоры, отличающийся особой к нему преданностью.
Индуизм – не закостенелые догмы, призывающие к слепой вере, он предлагает своему последователю различные пути реализации Бога, он взывает: «Ведай!» (Знай!), – устрани авидью (невежество) своей души и осознай ее истинную природу. В зависимости от глубины этого знания, философия индуизма развивается от теистического дуализма до чистейшего монизма, в котором Я и Бог – суть Одно. Шесть философских систем индуизма: уттара-миманса или веданта, пурва-миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика – стали бесценным даром всему человечеству.
То, что сегодня называют индуизмом – это результат грандиозного симбиоза двух (как минимум) мега культур дравидийского автохтонного юга и ведийского севера, оседлых язычников и кочующих ариев, начавшийся еще в доисторические времена и породивший удивительно изящные формы. Где незыблемые догмы брахманизма становятся раздольем для свободного полета философской мысли, где ведические обряды соседствуют с культами язычников, где магия и алхимия также естественны, как аюрведа, джьотиша и математика, а образчик целомудрия воспевает Сутры любви, где религия и быт потеряли всякие ощутимые границы, и стали неотъемлемой частью индийской культуры. Где все, от первого и до последнего вздоха, освящено
Статья взята с сайта - http://www.sivalingam.ru/page.php?act=induism