Индуизм - это не просто одна из наиболее крупных религий мира по числу последователей, а “общее духовное наследие народов индии, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозномифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм”. [2]. Как специфическое социокультурное образование индуизм зарождается уже в период раннеземледельческих культур (10 – 7 тысячелетий до н.э.), достигает своего апогея в 7 – 3 тысячелетиях до н.э. во времена самой великой цивилизации древности, ныне именуемой протоиндийской (индской или хараппской).
Будда (Сиддхартха Гаутама 567 – 486 до н.э.) – согласно преданию, наследный принц царства шакьев, создавший религиозно-философское учение и основавший в Индии буддизм. В возрасте 16 лет он женился. Жена – Авадхара родила ему сына Рахулу. Но в 27-летнем возрасте он получает знамения (нищий странник, больной, старик и покойник), показавшие ему неизбежность страдания в жизни человека, после чего он решает оставить семью и стать отшельником-аскетом практикующим йогу.
Многолетний опыт аскетического подвижничества привёл его к сомнениям и убедил в том, что путь йоги не обеспечивает человеку спасения от страданий. Своё учение, как средство от выпавших на долю человека страданий, Будда проповедовал в четырёх истинах:
Истина Страдания (карма): всё в этой жизни сопряжено со страданием – рождение, болезни, старость, смерть, разлука с тем, что любим, связь с тем, что ненавидим, неимение того, что вожделеем, ибо всё в этом мире непостоянно и все существа участвуют в бесконечной круговерти бытия, подчиняясь закону кармы о воздаянии за предыдущую жизнь.
В буддизме главной причиной страданий провозглашено неистребимое желание жить. Будда много раз демонстрирует в своих проповедях решимость отречься от себя и от жизни; а у самых правоверных джайнов идеалом является добровольный уход из жизни под предлогом непричинения вреда другим живым существам.
Истина Пути: “восьмеричный путь” прекращения страданий состоит из:
Правильного определения пути;
Правильного стремления;
Правильной речи;
Правильного поведения;
Правильного изыскания средств к существованию;
Прилежания;
Правильного запоминания;
Медитации.
Этот “восьмеричный” путь сводился к трём составляющим:
- Нравственность (шила);
- Сосредоточенность (самадхи), которая достигается постоянной практикой медитации и позволяет просвещённому духу возвыситься над страстями и страданиями, достигая всеохватывающей мудрости.
- Мудрость (праджня) даёт совершенный покой, ведущий к нирване – психологическому состоянию полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости, самодостаточности и отрешённости от внешнего мира.
Осмыслив основы своего учения, Будда в течение 45 лет проповедовал их в долине Ганга всем, без различия полов, каст и классов, опровергая противников и собирая сторонников. В результате изнурённый годами и образом жизни он закончил свой путь в лесу близ Кушинагара, достигнув совершенной нирваны – “как пламя светильника, в котором иссякло масло, он угас”.
Как и Сократ, Будда не оставил после себя письменных текстов. Из его последователей сложился новый орден нищенствующих монахов, которые в 477 году до н.э. записали учение Будды на языке пали и назвали его Трипитака (Три корзины): Виная-питака (корзина дисциплины), Сутти-питака (корзина сутр) и Абхидхамма-питака (проповеди Будды в схоластической обработке). Затем, второй сбор его последователей в 367 году до н.э. заявил о создании нового учения, назвав его священным, и подменил им оригинальное учение Будды. Добровольцы-миссионеры стали распространять это новое учение, а после принятия новой доктрины императором Ашокой (268-239 гг. до н.э.), этот буддизм миссионерским движением распространился по всей Центральной Азии от Ирана до Цейлона.
Распространяясь по миру и вбирая в себя местные национальные культы и особенности национальной культуры, буддизм давал начало новым направлениям в той или иной стране. На его базе открывались новые школы, в которые органично вливались местные религии и философские учения, как например, даосизм в Китае и религия бон в Тибете. В результате учение буддизма разделилось на два основных течения: “Малая Колесница” (хинаяна), которое утвердилось в Южной Азии и “Большая Колесница” (махаяна), распространившемся на Севере от Тибета до Японии.