"Гибель империи" - мракобесие на экране
Статьи и сценарий фильма
--------------------------------------------------------------------------------
С. Путилов. "Гибель империи" - мракобесие на экране.
Главный урок фильма архимандрита Тихона в том, что он показал всю бездну невежества, суеверий и лакейства перед светской властью современных церковных идеологов союза между РПЦ МП и Кремлем
Олигархи, евреи и коварный Запад - погубили великую Византию и угрожают современной России. Такую несвежую мысль положил в основание своего фильма "Гибель империи. Византийский урок" архимандрит Тихон. Архимандрит, которого прочат чуть ли не в православные пифии Кремля, уроки истории, наверное, в школе прогуливал. А может, с памятью что-то стало от неожиданно свалившегося на голову счастья - заказа от государственного телеканала РТР на создание амбициозной киноагитки.
Отец-архимандрит на бедной Византии оттянулся по полной программе - выложил все, что на душе накипело - про "гнилой" Запад, про ворюг-олигархов, и про мировой спрут еврейского капитала. Угрожающих, как читалось в каждом кадре фильма не только Византии, но и нашей современной России - наследнице великой православной империи. Не беда, что историческая наука в фильме отдыхает, а вместо нее зрителям предлагается набор примитивных антизападных штампов и кремлевских фобий. Главный урок фильма, на мой взгляд, в том, что он показал всю бездну невежества, суеверий и лакейства перед светской властью в которую пали современные церковные идеологи имперского союза между РПЦ и Кремлем.
Суть теории архимандрита в том, что весь исторический процесс управляется силами света и тьмы. Светлые, добрые начала олицетворяет, разумеется, православный мир во главе сначала с Византией, а теперь - Россией. Носителем зла, темноты, агрессии и корысти является ненавистный Запад. Вместе по мысли архимандрита эти два региона мира сосуществовать не могут. Только борьба на смерть. Весьма напоминает марксистское учение о вселенской классовой борьбе. Только с той разницей, что места классов заняли народы и религии. Удивляться не приходится, учитывая долгий период пребывания РПЦ под контролем коммунистического государства. А по поводу воинственного фильма в псевдо-православной обертке, честно говоря - горько. Ведь я-то по простоте душевной всегда верил, что Церковь должна выполнять роль миротворца. Но посмотрев этот фильм пришел к выводу, что такой заряд ненависти к ближнему, прикрываемый громкими фразами о христианстве и гуманизме не хватило бы лицемерия испустить даже Геббельсу. Фашисты хоть честно говорили о своих людоедских планах. А от нашего обряженного в православные рясы "имперства", честно говоря, просто тошнит.
То, что РПЦ сейчас выполняет роль идеологического отдела "Единой России" - давно не секрет. Но меня лично потрясло, что даже "светские" прокремлевские идеологи в лице, например "Наших" или Суркова покуда, еще не докатились до того, чтобы свою истерично-озлобленную антизападную пропаганду обрядить в тогу православия.
Зависть к чужому благополучию так и прет от архимандрита, всякий раз когда он обращает свой взор на Запад. Христос дал четко заповедь христианам - "не собирайте сокровищ на земле", а также - "где сердце, ваше, там и душа будет". Однако наш архимандрит не ленится скрупулезно подсчитывать - сколько тонн золота вывезли крестоносцы из Константинополя, какой рост дало это "еврейскому" и венецианскому капиталу. Возникает ощущение, что архимандрит Тихон посвящает свой досуг не столько чтению Библии, сколько штудированию "Капитала" Маркса. Деньги - двигатель истории. Советская антисионистская пропаганда внесла в это учение о движении капитала и товара, теорию о еврейском заговоре, якобы опутавшем весь мир. Все эти бредни целиком и заимствовал наш батюшка.
Попутно, с поправкой на модный нынче в Кремле православно-державный синтез, фильм сдобрен изрядной порцией елейных сказок о том, как воинственные славяне наведывались в Византию, чтобы набраться там духовных ценностей (хотя в свое время грабили ее не хуже тех же латинян, вспомним хоть "щит на вратах Царьграда"). После принятия православия из рук Византии, Русь стала ее союзником и набеги на берега Босфора с севера прекратились. Но появились новые враги, еще более опасные. Как и в нынешней России, благополучию Византийской империи стали угрожать латиняне и коварные внутренние враги, вступившие в сговор с внешними. Проблема усугубилась ослаблением центральной власти. "Кремлевские обитатели - мотайте на ус, крутите гайки и дальше", - буквально вопиет архимандрит Тихон в своей печальной повести о гибели Византии.