http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=103&tek=7911&issue=213Пожалуй, наиболее скандальным событием 2007 г. в этом смысле было всколыхнувшее капиталистьную общественность письмо десяти членов РАН, среди которых лауреаты Нобелевской премии академики В. Гинзбург и Ж. Алферов. Его не обсуждал только ленивый. Напомню, что уважаемые мэтры от науки выражали беспокойство якобы усиливающейся так называемой клерикализацией российского общества, а также протестовали против введения в школах курса «Основы православной культуры».
Независимо от того, что двигало прославленными учеными, очевидно, что между научной и православной частями российского общества в очередной раз пробежала черная кошка. Но если раньше разногласия были незначительными, то сейчас не иначе как пантера Багира вышла на охотничью тропу.
Поэтому главная задача для тех, кому небезразлична судьба как науки, так и Церкви, хотя бы как двух важнейших ипостасей современной России, состоит в том, чтобы, проанализировав первопричины конфликта, минимизировать последствия. Ведь практически за кадром всей дискуссии осталась одна проблема, которая в нашем контексте представляется наиважнейшей, а именно – взаимоотношения науки и религии, Веры и Знания. А значит, и перспектива духовного просвещения в России.
ХХ в. был, бесспорно, веком господства науки. Многим казалось: какая-либо религия уже просто не нужна и должна стать уделом социальных маргиналов. Человек полетел в космос, а некий очень известный политик обещал показать «последнего попа», причем не как-нибудь, а по телевизору. Научный прогресс, понимаешь!
В конце века же тенденции явно переменились. Стало очевидно, что отечественная наука находится в глубочайшем кризисе. Причем это не только кризис финансирования, хотя и он имеет место, но кризис мировоззренческий, который вызревал в недрах российского (а точнее, тогда еще советского) насквозь атеизированного общества уже давно. Место религии там заменило Нечто. Будь то вера в пришельцев из иных миров, НЛО, экстрасенсов, снежного человека, Бермудский треугольник и проч., и проч., и проч. Формально информация обо всем этом находилась под негласным полузапретом, создавая тем самым нездоровый ажиотаж. Ничего не поделаешь, запретный плод сладок. Когда же он перестал быть запретным, а всякие глобы, джуны и прочие кашпировские с чумаками появились на голубых экранах, официальную науку официально же попросили подвинуться. Надо сказать только, что христианское богословие называет подобные вещи оккультизмом и решительно с ними борется. Но богословов тогда никто не спрашивал. Как, впрочем, не спрашивают и сейчас…