Цивилизационная кабала. Этапы становления.

Оригинал chipstone.livejournal.com 20.06.2013 11:26
Принято считать, что цивилизация это бесспорное благо. Тезис настолько устоявшийся, что воспринимается уже на уровне аксиомы. Для молодого поколения пепси, возможно, не знакомого с этим термином, поясню. Это то, что не требует никаких доказательств, воспринимается бесспорной истиной априори.
Но так ли это?
Я уже обращался к этой теме в материалах:
«От Воли к Кабале. История человеческой цивилизации, какой ее мало, кто понимает»
и
«Замануха в идеальное рабство».
Но сейчас я хочу подойти к вопросу с совершенно иной стороны, не затрагивающей взаимоотношения человеческих классов. Со стороны взаимоотношений между человеком и природой, со стороны способности человека к самостоятельной жизни.
Первыми человеческими обществами были кочевые общества. При всех минусах такой жизни, которые назовет любой школьник (скудость продуктов питания, невозможность к длительным заготовкам, отсутствие серьезного инструментария), она обладала рядом превосходных качеств, утраченных позднее. Это свобода перемещения, отсутствие привязанности к материальной стороне жизни (много скарба с собой не утащишь), а главное, свобода избежать столкновения с превосходящей силой. Это была в чистом виде жизнь на земле и под небесами.
С появлением оседлого образа жизни все изменилось. Да, появилось множество плюсов. Жизнь стала богаче в материальном плане, расширился пищевой рацион, а его обильность стала не делом случая и удачи, а скорее результатом регулярного упорного труда. Появилась возможность изготавливать различные бытовые инструменты, облегчавшие труд и повышавшие его производительность. Но за все пришлось заплатить. Человеку пришлось принять на себя все климатические риски той местности, где он оседал (климатическое закабаление), ему пришлось поступиться своей свободой избегать неприятностей. Кто-то скажет, что зато это позволило лучше готовиться к таким неприятностям и строить защитные сооружения. Все верно. Но при том, что это отняло существенную часть времени и сил, оно совершенно не гарантировало реальной защиты. Не случайно очень долгое время в периоды войн и нашествий даже в Средневековье крестьяне предпочитали не защищаться, а прихватив наиболее важный скарб, убегать и прятаться в лесах, позволяя безнаказанно грабить и разорять свое имущество. Не могли или не готовы они были отдавать делу защиты селений столько времени и сил, сколько это потенциально требовало для относительной гарантии безопасности. Они бы просто не выжили.
Наконец, по сравнению с кочевниками оседлые люди оказались на порядок больше привязаны к материальной стороне жизни. Значимость «накопленного непосильным» выросла на порядок, настолько, что это материальное постепенно стало более значимым, чем сама человеческая жизнь. Появились профессиональные тати, разбойники. Которые, кстати, не могли бы появиться в таком количестве, если бы все прочие не смотрели бы на это сквозь пальцы и с охотой не покупали бы краденное, лишь бы это несло с собой материальную экономию.
Чем больше накапливал оседлый люд материальных благ, тем больше он начинал дрожать над их сохранностью. Что в какой-то определенный момент неизбежно породило мысль о том, что профессиональные защитники – воины, находящиеся на содержании у общины, справятся с делом защиты селения на порядок лучше, нежели простые крестьяне. И обойдутся общине гораздо дешевле, нежели восполнять потери от набегов очередного супостата. Само собой сформировалась некая объективная пропорция между размером села, создающим определенный уровень интереса к нему со стороны разбойного люда и необходимым количеством профессиональных защитников, способных этому «наезду» противостоять. Но такое разделение имело и обратную сторону. Если раньше практически каждый мужчина был воином поневоле, то теперь, когда регулярная надобность в этом отпала, простые крестьяне быстро утратили боевые навыки, что привело к их фактической зависимости от воинов, из которых потом и стали формироваться будущие феодалы. Произошло закабаление страхом.