Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов, который дружил со Стаффордом, по поводу цвета Луны объяснял мне в свое время: все дело в пленке, на которую снимали, и в отражательной способности поверхности.
– Каждый человек по-своему воспринимает свет, – говорил Алексей Архипович. – Одному кажется коричневый оттенок, другому – другой оттенок. А фотография – это искусственно придуманные слои. Любая пленка – это три цвета. И сочетание трех цветов. Результат зависит от обработки. Зависит от угла светового потока. Одно положение светового потока – один цвет. Солнце поднимается – другой цвет. Одна и та же по цвету поверхность может отражать в зависимости от угла – разные длины волн. А это – разный цвет.
Алексею Архиповичу верю. Но все же не понимаю: сначала Луна отражала так, что была коричневой, а потом начала отражать так, что стала черно-белой на цветной пленке. А теперь она снова коричневая – на китайских снимках.[/i]
Что ж тут непонятного – Алексей Архипович чешет по методичке амерской не хуже идиотов со скотобазы. Слово в слово!
...
В этих словах Алексея Леонова я выделил три коротких предложения.
Особенно меня покоробило выражение: "Результат зависит от обработки".
Конечно, так может рассуждать только человек, совершенно не понимающий процесс обработки кино- и фотопленок.
Здесь Леонов рассуждает как фотолюбитель-школьник, а не как профессионал, знакомый с темой.
Что отличает школьника-фотолюбителя от профессионала?
Фотолюбитель, когда начинает проявлять свой фотоматериал, из-под кровати достает закисший полгода назад проявитель, не замеряет температуру раствора, вливает сразу проявитель в бачок, половину разлив на пол. И, забыв включить секундомер, идет смотреть телевизор. Потом вдруг спохватывается, что у него в соседней комнате идет процесс проявления. Бежит к бачку, чтобы поскорее вылить проявитель и залить фиксаж. Схватив бачок, спотыкается, бачок при этом падает и раскрывается. Сырая пленка вываливается на грязный пол. Фотолюбитель тут же пихает ее назад. Она никак не хочет попасть назад на спирали бачка, поэтому он ее мнет двумя руками, запихивая во внутрь, и, наконец, захлопывает крышку.
И вот Алексей Леонов, вспоминая свой детский опыт фотолюбительства, так и думает до сих пор, что проявка ценных кинофотоматериалов идет по описанной выше схеме - как проявляют в ванне фотолюбители. Поэтому он совершенно искренне считает, что "результат зависит от обработки".
На самом же деле процесс обработки фотоматериалов проходит в проявочных машинах и , что самое главное, строго стандартизован. Это я вам говорю, как человек, 10 лет проработавший начальником цеха обработки пленки.
Например, вот как выглядит процесс обработки цветных негативных фотопленок С-41.
Стадии обработки и Продолжительность обработки
1. Проявление - 3 минуты 15 секунд при температуре 37,8
оС
2. Отбеливание - 45 секунд
3. Фиксирование - 1 минута 30 секунд
4. Стабилизация - 1 минута
5. Сушка
Температура проявителя выдерживается с точностью до 0,15 градуса.

Но это ещё не все требования.
Когда растворы готовы к обработке, то вначале проявляют не материал, а специальный тест - сенситограмму. В фотолабораториях сенситограмму называют на английский манер - стрип.
Вот так он выглядит:

В этом стрипе замеряют три ключевые плотности: HD - High Density, LD - Low Density, Dmin - минимальная плотность. Эти три поля служат для контроля качества работы проявителя - в высоких, низких плотностях и плотности вуали.
Эти поля замеряют денситометром и сравниваются с ЭТАЛОНОМ (Reference) - таким же стрипом, но проявленным в крупной сертифицированной лаборатории Кодак или - как здесь - Коника.
Два других поля Y и Dmax - служат для контроля полноты отбеливания.
Каждый рабочий день начинается с того, что вначале проявляется дежурный стрип, он сравнивается с эталоном, и только после этого технолог даёт "добро" на проявку материала.
Поэтому в любой лаборатории процесс обработки поддерживается неизменным в течение всего года.
Если произойдет отклонение от эталона более определенной величины (несколько сотых Бела), процесс останавливается до выяснения причин, и материал не обрабатывается.
Любой человек, представляющий себе, как происходит процесс обработки фотоматериала в проявочной машине, конечно же посмеется над словами Алексея Леонова, когда он в качестве нестабильности цвета на аполлоновских снимках (и то, что цвет на фотоматериалах не похож на цвет, видимый глазом) приводит такой фактор, как нестабильность обработки.
- Результат зависит от обработки, - говорит Леонов.
- Нет, обработка не влияет на изменение цветов. Обработка все время дает одни и те же результаты.