Представители профсоюза "Учитель" в открытом обращении просили обратить внимание министра на то, каким образом в школах действует новая система оплаты труда, ведь зарплата ныне разделена на базовый оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. Сейчас, по словам учителей, отсутствует прозрачная система начисления этих самых стимулирующих выплат. Ведь сегодня руководитель вправе по своему усмотрению распоряжаться деньгами, предназначенными для поощрения работников. Во многих случаях при этом играют решающую роль личные симпатии-антипатии, а заслуги учителя могут просто-напросто не браться в расчет.
Причем стимулирующие выплаты в школах, жалуются педагоги, могут составлять большую часть заработной платы. Естественно, такое положение дел педагогов не устраивает.
И вот спустя месяц из минобрнауки пришел весьма оригинальный ответ. Представители профсоюза, прочитав его, очень удивились. "В этом ответе от имени департамента стратегии, анализа и прогноза минобрнауки РФ заместитель директора департамента Е. Калмычков обращается к Всеволоду Луховицкому как к частному лицу, можно сказать, педагогужалобщику, забывшему указать место своей работы, - говорят в профсоюзе "Учитель". - Обращаясь лично к В. Луховицкому, чиновник сообщает о том, что "в связи с отсутствием в обращении сведений о субъекте Российской Федерации, в котором вы проживаете, а также наименования организации, в которой осуществляется трудовая деятельность в соответствии с трудовым договором, рассмотреть вопросы, связанные с уровнем заработной платы, не представляется возможным".
Между тем, отмечают в профсоюзе, сударь Калмычков не мог не заметить, что текст обращения размещен на официальном бланке организации, и не мог не знать закона "О профсоюзах". Проверить наличие у профсоюза юридического лица - дело недолгое. Из текста обращения было совершенно очевидно, что Всеволода Луховицкого волнует не его собственная зарплата. Тем не менее заместитель директора департамента решил скомпилировать ответ из ряда всем известных нормативных актов, которые описывают процедуру оплаты труда. По сути этот ответ демонстрирует отношение власти к проблемам работников образования: не ждите, мол, педагоги, никаких улучшений, министерство ни за что ответственности не несет. Вопросы о зарплате, нагрузке, рабочем времени и иных условиях труда решайте с работодателями или обращайтесь в суд, прокуратуру, инспекцию труда, но только не в профильное министерство. Так что пока слова чиновников министерства о сотрудничестве с общественными организациями так и остаются словами.
Между тем новый министр образования Ольга Васильева вроде как отметила важность решения проблем с оплатой труда педагогических работников. В частности, в сентябре на Всероссийском съезде учителей она объявила о том, что намерена добиться, чтобы базовая часть зарплаты учителей составляла 70%, а оставшаяся - формировалась за счет премий и надбавок. Это, мол, дело решенное. Данную инициативу, по просьбе корреспондента "Правды", комментирует представитель профсоюза "Учитель" педагог Андрей Демидов.
- Строго говоря, такое соотношение (70% и 30%) изначально и предполагалось при введении новой системы оплаты труда. Однако в дальнейшем эта норма на федеральном уровне исчезла, и каждая школа стала самостоятельно регулировать размер стимулирующих, - говорит А. Демидов. - Тут две проблемы. Первая - это большое неравенство в распределении стимулирующих выплат. Ее инициатива министра может помочь разрешить. А вот проблема низкого общего уровня учительской зарплаты так просто не разрешается. Необходимо повышать общий объем финансирования. Ведь в последнее время во многих школах сокращают стимулирующие, а иногда просто отменяют, так как не хватает денег даже на оклады. Складывается впечатление, что ахиллесовой пятой нового руководства минобрнауки является как раз нехватка средств для достойной оплаты учительского труда. По признанию экспертов, зарплата в образовании по факту отброшена на уровень 2011 года. Однако без разрешения этой проблемы попытки решить другие вопросы (например, воспитательные) повисают в воздухе. А ведь без сильного школьного образования у нас не будет и сильной высшей школы, и науки мирового уровня.