Ликвидация под видом оптимизации
Реорганизация Национальной академии наук (НАН) уничтожит последние остатки научного потенциала Киргизии. В этом уверены ученые, которые в знак несогласия с реформой вышли на акцию протеста. Руководство самой Академии, однако, поддержало правительственный план "оптимизации", вылившийся в сокращения штата и ликвидацию целых институтов.
РАЗВАЛ Советского Союза нанес по научной сфере Киргизии сильнейший удар. Академия наук, считавшаяся одной из лучших в регионе, оказалась на грани выживания. Государство посадило ученых на полуголодный паек - и это при том, что первый президент Киргизии Аскар Акаев до прихода на высший государственный пост занимал должность руководителя Академии!
Но ни с окончанием тяжелейших 1990х годов, ни с уходом Акаева ситуация существенно не изменилась. Наука по-прежнему находится на задворках приоритетов власти. На финансирование Национальной академии наук в бюджете нынешнего года заложено 358 миллионов сомов (335 млн. рублей) - вдвое меньше, чем на содержание депутатов парламента, и менее 0,1 процента ВВП. Неудивительно, что штат ведущего научного учреждения сократился по сравнению с 1991 годом вдвое (с 4 тысяч до 2 тысяч человек), а оставшиеся сотрудники работают, по сути, на чистом энтузиазме. Например, оклад директора института составляет 9,4 тысячи сомов (8,8 тыс. рублей), а лаборанта - не более 5 тысяч сомов (4,7 тыс. рублей).
При этом скудный бюджет НАН почти полностью идет на зарплату и коммунальные платежи. На собственно научные исследования денег не выделяется. А ведь эта преступная экономия рано или поздно может аукнуться и обернуться куда большими тратами. Разработки ученых Киргизии в области сейсмологии, ветеринарии, эпидемиологии и т.д. жизненно важны для страны.
Но чиновники, видимо, думают иначе. Два года назад президент Алмазбек Атамбаев заявил о необходимости радикально реформировать Академию наук. При этом глава государства сослался на рекомендации некоего экспертного совета. Этот орган, в составе которого, как позже выяснилось, не было ни одного представителя научного сообщества, посоветовал понизить статус НАН до общественной организации с чисто номинальными функциями, наделить правом вести научные исследования вузы, а число самих исследований - резко сократить и финансировать только те из них, что приносят "реальную практическую пользу".
Заявление Атамбаева вызвало бурную дискуссию. Ученые справедливо назвали предложенную реформу убийством науки. В результате власти пошли на уступки, согласившись не трогать до поры до времени Академию наук, но потребовав от нее "улучшить структуру и деятельность". Соответствующее постановление правительства было принято в ноябре 2014 года.
Спустя два года руководство НАН выполнило команду кабмина. В середине ноября состоялось заседание президиума Академии, принявшее ряд болезненных решений. Во-первых, на 40 процентов сокращается административный штат. В ближайшее время будут уволены свыше ста человек. Во-вторых, решено омолодить научные кадры. Причем довольно оригинальным способом - попросту отправить на "заслуженный отдых" сотрудников старше 70 лет. В-третьих, из 25 институтов НАН сохранятся только 16. Остальные будут влиты в оставшиеся научные учреждения. При этом слиянию подвергнутся разнопрофильные подразделения. Например, планируется объединить институты биотехнологии, биологопочвенный и горной физиологии. По уверениям президента Академии Абдыганы Эркебаева, эти меры позволят сэкономить до 16 миллионов сомов (15 млн. рублей), которые направят на укрепление научно-технической базы и на увеличение зарплаты оставшихся работников. 28 ноября несколько десятков сотрудников НАН собрались на митинг у главного здания Академии и потребовали остановить губительные эксперименты. "Не путайте реорганизацию с развалом!", "Остановим ликвидацию нашей науки!", "Когда страну хотят сделать колонией, уничтожают науку!" - гласили самодельные плакаты, которые держали в руках участники акции протеста. По их словам, искусственное слияние институтов будет иметь губительные последствия и убьет целые научные направления. Ученые выражают тревогу, что ликвидация биологопочвенного института, в частности, приведет к уничтожению уникальных коллекций растений и насекомых Киргизии, состоящих из сотен тысяч экземпляров.
Начальство встречаться с учеными отказалось. В последующих интервью президент Академии обвинил в организации митинга неких таинственных "подстрекателей". Идя на поводу у власти, не понимающей важность сохранения научного потенциала, руководство НАН наносит непоправимый ущерб науке Киргизии. Оправиться от которого та уже не сможет.