Иоганн Кеплер (1571-1630)
«Прославлять Бога можно не только богословием»
17 декабря 1603 года, сидя за телескопом в Градчанах (Прага), Кеплер наблюдал так называемое «соединение» планет, то есть, такое состояние, когда два небесных тела оказываются в одном градусе долготы, приобретая вид единого яркого светила. В ту ночь произошло «соединение» Сатурна и Юпитера в созвездии Рыб, и необыкновенное их сияние навело астронома на мысль о том, что подобное могло иметь место и в канун Рождения Христа. Способствовало этому взгляду и то, что согласно древнееврейским традициям «считалось, что соединение Сатурна и Юпитера в Рыбах является предвестием прихода Мессии»
В процессе последовавших затем математико-астрономических вычислений он установил, что такое «соединение» планет имело место в 7 году до Р. Хр., причем трижды (!) в течении одного года! Однако со временем открытие Кеплера было забыто, а точнее, просто игнорировалось, дескать, мало ли что могли открыть в 17 веке
Однако «в 1923 году немецкий ученый П. Шнабель расшифровал нововавилонские клинописные документы знаменитого научного заведения древнего мира — Астрологической школы в Сиппаре в Вавилонии. Среди бесконечных перечней однообразных дат он наткнулся на замечание о положении планет в знаке Рыб. Юпитер и Сатурн находились там неподалеку друг от друга на протяжении пяти месяцев. В пересчете на современный календарь это происходило в 7 году до Р. Хр.
Господь сокрыл от нас точную дату рождения Христа. Однако это время для нас приблизительно указано. Полученные данные, основанные на показаниях Вифлеемской звезды, помогают нам сделать ценные дополнения в общую картину этого события. Во-первых, Рождество Христа не может относится ни к 25 декабря, ни к 7 января, как то утверждают сегодня многие конфессии, ибо это противоречит как самой Библии, где в Евангелии от Луки показано, что пастухи находились со стадами в поле. Зимой же в Палестине скот в поле не пасут, так как в это время задувают сильные ветры, бывает мороз, да и травы в это время года просто нет. Более того, сами православные богословы признают несоответствие между принятой датой празднования Рождества и настоящей, фактической датой Рождения Спасителя. Так протоиерей Александр Мень, один из ведущих современных теологов пишет: «Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25 декабря, поклонение пастухов связывается в нашем представлении с зимним пейзажем. Действительно в Палестине снегопады в эту пору иногда бывают. Однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать, что Евангелие ее не подтверждает. Св. Лука говорит, что Вифлеемские пастухи «жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое». А в декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились с марта до ноября; следовательно, Иисус родился в этот промежуток времени»
«Первые отцы церкви и не приводили точных данных об этих датах. Только в начале 4 века были предложены для рождества 25 и 28 марта, 2 и 19 апреля (этот последний день Климент Александрийский считал более вероятным) и иногда — 29 мая… Выбор 25 декабря был сделан в эпоху Константина
«Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали праздновать день Рождения Иисуса 25 декабря»
установление праздника Рождества на 25 декабря императором Константином носило чисто политический характер, ибо принимая христианство, как государственную религию империи, Константин хотел примирить при этом как христиан, так и язычников.