3. Условия гиюра
Переход в еврейство означает слияние с еврейским народом и принятие на себя ярма заповедей (обязательства их исполнять) с момента совершения гиюра. Хотя это самостоятельные процессы и этапы, они глубоко взаимосвязаны, потому что человек не может принять Тору, пока не является частью еврейской общины. По этой причине, объясняет Раши, Тора не была дана евреям, пока не стало очевидно, что они сплотились в единый народ. Комментируя слова Торы «и остановился у горы Синай» (Шмот 19, 2), Раши отмечает, что глагол здесь стоит в единственном числе (ваихан) [хотя речь идёт о евреях, обо всём народе, и в предыдущей части фразы три глагола стоят во множественном числе], а везде в Торе в подобных случаях используется глагол во множественном числе (ваяхану – «и остановились»). Комментатор объясняет это тем, что во время всех прочих стоянок в народе преобладало разделение, но когда евреи достигли Синая, они были «как один человек с единым сердцем». Увидев это единство у горы Синай, Всевышний сказал: «Это время даровать Тору».
По той же причине еврей, который отдаляется от общины, теряет значительную часть своей уникальности как еврей и не может считаться полноценным представителем своего народа. О таких людях написано:
Учили наши мудрецы: когда Израиль в беде и один человек отделяется от общины, два ангела, которые сопровождают каждого человека, приходят и возлагают ему на голову руки со словами: «Тот, кто отделяет себя от общины, не получит и доли, когда она будет утешена». А в другой барайте сказано: пусть не говорит человек, когда община в беде: «Пойду домой, буду есть и пить, и всё у меня будет хорошо»… Должен человек разделить общую беду, подобно Моше, как написано: «Но отяжелели руки Моше; и взяли они камень и подложили под него, и он сидел на нём» (Шмот 17, 12). Что, у Моше не было сидения или подушки, чтобы сесть? Но Моше хотел этим показать: когда народ Израиля в беде, я разделяю с ним беду. Тот, кто делит беду с общиной, удостоится увидеть её утешение» (Таанит 11а).
Причина, по которой Израиль и Тора так глубоко связаны, заключается в том, что еврейский народ является носителем слова Творца, и это единственный канал, по которому может быть получена Тора. Когда мы молим Всевышнего: Шомер Исраэль, шмор шеэрит Исраэль, вэ-аль йовад Исраэль а-омрим Шма Исраэль («Страж Израиля, сохрани остаток Израиля; и пусть не пропадёт Израиль, провозглашающий Шма Исраэль»), мы выражаем эту идею и утверждаем: Израиль заслуживает, чтобы его защитили, потому что это единственный народ, который свидетельствует о единстве Б-га.
Суд, принимающий решение о гиюре
Только раввинский суд, состоящий из религиозных людей, наделённых правом выносить галахические (законодательные) решения, уполномочен принимать решение о гиюре. Авторитет подобного суда был основан на том, что полномочия передавались судьям в непрерывной цепи рукоположения от самого Моше.
Подобный суд в наше время должен состоять из трёх человек, но не все судьи обязаны быть талмидэй-хахамим (людьми с глубокими познаниями в Торе). Однако, все они должны понимать законы гиюра, когда им объясняют их даяним – раввины, прошедшие специальную подготовку, чтобы быть судьями в бейт-дине. (По Игрот Моше, Йорэ Дэа 1, 159).