Женщина непригодна к свидетельству, как сказано в трактате Шевуот, 30а: "Клятва свидетельства относится к мужчинам, а не к женщинам. Мы знаем это (что женщина не может быть свидетелем - Раши) из сказанного мудрецами: Слова Писания "Пусть предстанут оба эти мужа" (Второзаконие, 19:17) относятся к свидетелям (и учат нас, что женщин-свидетелей быть не может - Раши)".
То же и в Бава Кама, 88а: "Женщина, хотя и вхожа в общество, непригодна к свидетельству".
Так постановил и Маймонид в Законах свидетельства, гл. 9, з. 2: "Тора велит не принимать свидетельства женщины, ибо сказано: "По словам двух свидетелей", - в мужеском роде, а не в женском" (cм. комментарии Кесеф Мишне и Ридбаза, почему Маймонид приводит от себя это новое объяснение).
Так пишет и Шулхан Арух в Хошен Мишпат, Законы свидетельства, гл. 35, п. 14: "Женщина непригодна (к свидетельству)".
По всему выходит, что женщина не может свидетельствовать ни по имущественным вопросам, ни по вопросам о наказаниях, ни даже засвидетельствовать брак.
Трактат Нида, 49б: "Все, кто может судить, пригодны к свидетельству, но бывает, что пригодные к свидетельству не могут судить", - а поскольку женщина не может выступать в суде в качестве свидетеля, то и судьёй она быть не может. И, как пишут Тосафот к трактату Йевамот, 45б: "Женщина не может судить, как мы учили (Нида, 49б): Все, кто может судить, пригодны к свидетельству - и то же сказано в иерусалимском Талмуде, трактат Йома - Поскольку женщина не может свидетельствовать, она не может и судить".
Так постановил и Шулхан Арух в Хошен Мишпат, ч. 7, п. 4: "Женщина не может судить".
И хотя из сказанного в Пророках можно заключить, что Двора была судьёй (Судьи, 4:4): "А Двора, пророчица, жена Лапидота, - она судила Израиль в то время", Тосафот объясняют (Бава Кама, 15а), что "Из сказанного о Дворе, что она судила Израиль, нельзя заключить, что женщина может быть судьёй - возможно, именно за Дворой признали такое право ввиду сопровождавшего её божественного присутствия". То же мы находим у Тосафот и к трактату Шавуот: "Что до сказанного (Судьи, 4), что она судила Израиль, возможно, речь идёт о том, что она давала им законы; Возможно, однако, что за ней признали право судить народ из-за того, что она была пророчицей". В Игрот Моше, Йоре Деа, ч. 2, гл. 45, поясняется: "Её слова принимали по доброй воле, без принуждения, а запрет судить относится не к самому вынесению решения, а к принуждению".
Получается, что женщина не может выступать в качестве судьи, обязывающего выполнять свои решения и постановления.
По поводу статуса дочери прежде, чем она достигнет возраста двенадцати с половиной лет, следует привести мишну в Кетубот, ч. 4, м. 4: "Отец вправе выдать свою дочь замуж посредством получения денег, брачного контракта, или отдав её. Он имеет право на всё, что она найдёт или сделает (в т. ч. заработает), может отменить данный ею обет и принять её развод". Все эти законы относятся только к дочери, а не к сыну - см. комментарий Тосафот к трактату Кетубот, 47а.
Только мужчина освящает брак - а не женщина. В Кидушин, 5б, говорится: "Мудрецы учили: Каким образом происходит заключение брака с помощью денег? - Если он дал ей деньги или какой-либо материальный эквивалент и сказал: 'Этим ты мне посвящена, этим ты со мной обручена, этим ты - моя жена', то брак заключён; Но если это она дала и сказала: 'Этим я тебе посвящена, этим я с тобой обручена, этим я - твоя жена', то брак не состоялся". Следует обратить внимание на формулировку обряда бракосочетания в трактате Кидушин, 6а: "Этим ты принадлежишь мне - брак заключён; Этим ты становишься моей, этим ты в моём распоряжении, этим ты зависишь от меня - брак заключён". Всё это - различные способы выражения приобретения имущества в собственность.
>>>